AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Политолог: Частые встречи по карабахскому вопросу говорят о том, что на повестке дня есть конкретные предложения, вокруг которых идут серьезные обсуждения

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
13.07.2016 17:30


Состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лавров в Баку. Одной из главных тем встреч как с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, так и с президентом Ильхамом Алиевым стали переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В интервью «Москва-Баку» политолог и бывший дипломат Фикрет Садыхов рассуждает об итогах проведенных в Баку переговоров и дальнейшей перспективе урегулирования карабахского конфликта.



- Начиная с апреля, встречи по карабахскому вопросу проводятся каждый месяц. А сегодня Сергей Лавров рассказал о том, что переговоры ведутся вокруг конкретных вопросов в субстантивной форме. Можно ли утверждать, что переговорный процесс перешел в интенсивную фазу, и совсем скоро ожидается принятие конкретного плана по урегулированию карабахского конфликта?

sadixov.jpg- Субсантивный означает конкретный, предметный характер, близкий к реальному осуществлению задуманного, то есть речь идет о конкретных предметных переговорах. Частые встречи по карабахскому вопросу говорят о том, что на повестке дня есть конкретные предложения, вокруг которых идут серьезные обсуждения. В этом, конечно же, ощущается заинтересованность официальной Москвы. Мы все прекрасно понимаем, что будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ Россия является ключевым игроком в южном регионе, и от нее очень многое зависит в процессе урегулирования этого многолетнего конфликта, учитывая ее военно-политические союзнические отношения с Арменией и партнерские, добрососедские отношения с Азербайджаном. Поэтому можно предположить, что по всей вероятности есть определенные конструктивные предложения, которые пока упираются в нежелание Армении поставить точку в этом многолетнем конфликте. Тем не менее, идет оживленный переговорный процесс, который сопровождается поездками официальных лиц России в Ереван и Баку. Во всяком случае, ощущается определенный динамизм и попытки сдвинуть этот процесс с мертвой точки.

- Почему не озвучиваются детали переговоров?


- В дипломатической практике существует несколько видов переговорного процесса - они могут быть закрытыми или открытыми. Открытость переговоров по Карабаху общеизвестна: Азербайджан говорит о поэтапном плане карабахского урегулирования на основе мадридских, казанских принципов. Речь идет на первом этапе об освобождении захваченных территорий, а на втором о продолжении переговорного процесса по статусу Нагорного Карабаха. Все это общеизвестные факты. Но есть определенные детали, тонкости, о которых и говорил в Баку господин Лавров, но учитывая дипломатическую этику, они не раскрываются до поры до времени. Видимо, на этом этапе нет необходимости раскрывать все детали этого сложного переговорного процесса, который сейчас идет в тройственном режиме Россия-Азербайджан-Армения. Я думаю, в России и других странах сопредседателей Минской группы ОБСЕ поняли, что Азербайджан настроен достаточно решительно и для него сохранение статус-кво неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Мы это показали в ходе апрельских событий, когда произошли столкновения в зоне соприкосновения войск в Карабахе. Это состояние не просто неприемлемо для нас, но и представляет угрозу для всего региона.

- Можно ли утверждать, что официальная Москва заняла главную роль в переговорном процессе, отодвинув в сторону МГ ОБСЕ?

- Я бы не стал утверждать, что Россия отодвинула Минскую группу ОБСЕ, потому что идет согласованный процесс урегулирования карабахского конфликта. Так, к нему периодически подключается госсекретарь США Джон Керри, который также проводит переговоры с руководством Азербайджана и Армении. На самом деле, страны-сопредседатели МГ ОБСЕ – США, Россия и Франция - осознают, что в переговорном процессе очень многое зависит от Москвы. Россия это соседнее государство, важный игрок в южном регионе, страна, от которой зависит поведение Армении, сопредседатели это прекрасно понимают и думаю, что разногласий между ними не существует. По сути, формат МГ ОБСЕ предполагает разные формы переговорного процесса, они могут идти в Париже, Вене или Санкт-Петербурге, но при этом, если одна из стран-участниц берет на себя инициативу, то это согласовывается с другими сопредседателями. Естественно, Россия заинтересована в том, чтобы ее инициативы и активное участие в переговорном процессе завершилось успехом, это позволит южному региону жить в условиях безопасности и отсутствия дальнейших кровопролитий.

- На последнем саммите НАТО в Варшаве было принято заявление о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Является ли это очередным заявлением или же все-таки это сигнал для Армении, которую призывают к конструктивному диалогу с Азербайджаном?

- НАТО это серьезная военно-политическая организация, которая вбирает в себя многие ключевые страны Запада. И, конечно же, если генсек НАТО заявляет о необходимости скорейшего урегулирования карабахского конфликта, то это говорит о проявлении заинтересованности к нему, поиске путей, которые могут привести к стабильности в южном регионе. НАТО сегодня обеспокоенно противостоянием с Россией, проблемами внутри Украины, развиваются также серьезные процессы на Ближнем Востоке и, конечно же, в такой ситуации, ей бы не хотелось нового витка конфликта на Южном Кавказе.

Документ, принятый в Варшаве, по сути, построен на принципах и нормах международного права, однако, к сожалению, дальше этих заявлений и высказываний дело не идет. Все ограничивается риторико-политическими заявлениями, что для Азербайджана явно недостаточно. Мы с уважением относимся к политике, которую выработало НАТО, однако хотели бы, чтобы Альянс более реально оценил ситуацию на Южном Кавказе и назвал все своими именами. Чтобы оккупанта называли оккупантом, страна, подвергшая оккупации, получила поддержку, а конфликт пришел к логическому завершению. Увы, мы пока этого не услышали, но я думаю, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, участвовавший в саммите в Варшаве, достаточно ясно и четко сформулировал позицию нашей страны. Многие страны-члены НАТО прониклись этим обращением, услышали главу нашего государства и надеюсь, сделают выводы в сложившейся ситуации.