AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

Политолог: Переговоры Путина, Роухани и Алиева в Баку могут привести к формированию региональной системы безопасности

"Москва-Баку"
08.08.2016 10:13


8 августа в Баку состоится первая трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Ирана. Ильхам Алиев, Владимир Путин и Хасан Роухани обсудят целый спектр политических и экономических вопросов, которые внесут важный вклад в развитие межрегионального сотрудничества.

07075b6a69f20cc22b6c00d2f52e99fe.pngК предстоящей встрече лидеров ведущих стран региона в эти дни приковано внимание мировых политических кругов. В интервью «Москва-Баку» своим видением по поводу предстоящих обсуждений поделился политический аналитик, руководитель мозгового центра 3rd View Рауф Раджабов.

- Как вы думаете, что сегодня объединяет Азербайджан, Россию и Иран?

- На мой взгляд, нас объединяет большее, нежели разъединяет. Три страны объединяют общие вызовы и угрозы, с которыми столкнулось человечество – это отсутствие эффективной региональной системы безопасности, наркотрафик, неопределенный статус Каспийского моря и многое другое. Важно то, что сегодня имеется политическая воля президентов Азербайджана, России и Ирана определить общую повестку тем, волнующих все три страны. Думаю, принятые ими в Баку решения затронут не только перечисленные страны, но и выйдут далеко за их пределы.

- Одной из тем обсуждений станет международный транспортный коридор «Север-Юг». Как вы думаете, насколько он «соседствует» с новым «Шелковым путем»?

- Коридор «Север-Юг» пронизывает все три страны, которые соберутся в Баку 8 августа. Его инициаторами являются Россия, Иран и Азербайджан, но помимо них проект свяжет между собой также страны Скандинавии, Персидского залива, Причерноморья. Я думаю, что нецелесообразно рассматривать этот проект в контексте противостояния с другими коридорами, в частности с новым «Шелковым путем». Это тоже важный проект, ее автором является китайская сторона, у которой с РФ много точек соприкосновений. Ведь есть транспортный проект «Москва-Казань», который является важным элементом нового «Шелкового пути». На самом деле, вырисовывается новая евразийская континентальная модель со многими ответвлениями, что еще раз подтверждает масштабность самого евразийского континента.

«Шелковый путь» и «Север-Юг» вполне спокойно пересекаются, также как и другой проект - Баку-Тбилиси-Карс, который свяжет азербайджанские железные дороги с турецкими. Весьма отрадно, что все эти три важные транспортных проекта никак не противостоят друг другу, а наоборот, прекрасно пересекаются в географической и геополитической точке - Азербайджане.

- Какие еще темы будут рассматриваться в Баку?

- Думаю, стороны обязательно обсудят урегулирование карабахского конфликта, и вполне возможно, что после этой встречи будут какие-то подвижки в этом вопросе. Главы России, Азербайджана и Ирана, несомненно, рассмотрят вопросы, связанные со статусом Каспия. В следующем году ожидается саммит прикаспийских стран, а ситуация показывает, что у Тегерана есть своя позиция по данному статусу и возможно именно в Баку она найдет свое решение.

Эта встреча произойдет не ради самой встречи. На самом деле, 8 августа пройдет эпохальная, историческая встреча, которая определит развитие большого геополитического пространства. Переговоры трех лидеров могут привести к формированию региональной системы безопасности и повлияют не только на Кавказ, но и Турцию, Иран, страны Черноморского бассейна. Я думаю, что мы находимся накануне серьезных решений. Сегодня нужно обсуждать проблемы на локальном региональном уровне, так как на глобальном они не могут найти сегодня своего решения. Ведь действительность показывает, что даже самые ведущие игроки не в состоянии сегодня разобраться с глобальными вопросами. Поэтому встреча лидеров трех стран должна показать, как на локальном уровне решаются важные вопросы, беспокоящие регион.

- Получается, что от бакинской встречи стоит ожидать принятия важных решений?

- Несомненно, так и будет. Более того, думаю, будут заключены соглашения, которые найдут продолжение в виде последующих шагов и решений. Эта встреча предваряет собой нелегкий путь, который трем странам предстоит пройти в условиях, когда другие геополитические игроки не заинтересованы в принятии прорывных решений в этом регионе. Но все должны понимать – у России, Азербайджана и Ирана есть свои национальные интересы, которые она ставит превыше глобальных, кто бы их не лоббировал. Впрочем, лоббисты сегодня уже осознают тот факт, что формируется новый мировой порядок и очевидно то, что все они хотят занять в нем свою нишу.

- В Баку ожидаются также российско-иранские переговоры. Как вы думаете, какие темы будут преобладать на встрече Путина и Роухани?

- Радует то, что встреча лидеров двух стран произойдет именно на бакинской площадке, им есть о чем поговорить на двухсторонних переговорах. Так, одна из тем - это военно-техническое сотрудничество. Ирана думает о своей безопасности и уже заключил соглашение с Россией о приобретении зенитно-ракетных комплексов С-300, которые будут поставлены до конца 2016 года. Официальный Тегеран неоднократно изъявлял желание закупить также систему С-400, танки Т-90 и другую военную технику. ИРИ модернизирует свое военные силы, Россия же может оказать ей в этом посильную помощь. Экспорт вооружений - это крупнейший вид бизнеса, от которого не отказывается ни одна из стран, в том числе США, Германия, Франция, Великобритания.

Еще одна важная повестка дня – это события в Сирии и на Ближнем Востоке. Азербайджан не участвует в этом процессе, однако к нему подключены Россия, Иран и Турция. На самом деле, очень важно, что 8 августа состоится встреча президента России с лидерами Азербайджана и Ирана, а на следующий день он встретится с президентом Турции Реджеп Тайип Эрдоганом. Примирение Анкары и Москвы было просто необходимо. Радует, что турецкая сторона нашла в себе силы и сделала важные шаги, а Россия со своей стороны приняла их. Теперь Иран, Турция и Россия могут решить будущее Сирии, и не исключено, что именно в ближайший понедельник возможны будут приняты какие-то серьезные решения по этому вопросу, которые найдут свое продолжение на московской встрече с Эрдоганом. Сегодняшний баланс сил уже однозначен и нужно принять его, чтобы найти выход для решения сирийского вопроса.