AZN = 39.8 RUB
USD = 67.52 RUB
EUR = 76.09 RUB
BRENT = 65.01 USD

Политолог Сергей Марков: Растет угроза эскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе

Политолог Сергей Марков: Растет угроза эскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
05.06.2017 14:58

/upload/iblock/3b6/3b63bc12be237161ca07160036d9cfdb.png

Международная кризисная группа (International crisis group) опубликовала доклад, в котором отмечается, что Азербайджан и Армения близки к войне - после эскалации нагорно-карабахского конфликта в апреле 2016 года проблема безопасности в регионе усложнилась и наступила новая волна эскалации. В отчете также говорится, что Россия, Франция и США должны положить конец разногласиям Азербайджана и Армении. При этом, согласно докладу, Россия как самый влиятельный игрок в Минской группе ОБСЕ, сегодня поставляет оружие и в Азербайджан, и в Армению. Международная кризисная группа делает из этого вывод, что Россия больше заинтересована в расширении своих интересов, нежели в урегулировании конфликтов.

На этой же неделе экс-посол США Мэтью Брайза заявил, что формат работы Минской группы ОБСЕ стоило бы пересмотреть, выведя ее на более высокий уровень, то есть привлечь в качестве посредников урегулирования конфликтов не дипломатов – сопредседателей Минской группы, а президентов стран-сопредседателей Минской группы – Владимира Путина, Дональда Трампа и Эммануэля Макрона. Также Брайза считает необходимым привлечь в качестве посредника в нагорно-карабахском урегулировании Евросоюз.

Политолог Сергей Марков прокомментировал «Москва-Баку» главные тезисы доклада Международной кризисной группы и заявление экс-посла США Мэтью Брайзы.

В целом эксперт согласен с анализом Международной кризисной группы относительно состояния нагорно-карабахского урегулирования, хотя и отмечает, что данная некоммерческая неправительственная организация финансируется США и Великобританией. А тезис доклада группы о заинтересованности России в усилении своего влияния на Южном Кавказе, нежели в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, является, по мнению политолога, продолжением «политики обвинений» США в отношении России. 

«Обвинение Москвы в том, что она заинтересована только в расширении собственного влияния – несправедливо. Россия с момента апрельской войны 2016 года взяла на себя роль активного примирителя Азербайджана и Армении. Но по факту ситуация сложнее, чем кажется, и обвинять Россию в бездействии по меньшей мере безосновательно.

Сегодня происходит усиление угрозы военного столкновения в зоне нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан никак не может вернуть свою землю и не может реализовать свое право на разрешение нагорно-карабахского конфликта. Армении выгодно сохранять статус-кво, она всеми способами цепляется за него. При этом сопредседатели Минской группы ОБСЕ к сожалению предпринимают недостаточные усилия для того, чтобы надавить на Армению. Сегодня ни у кого из посредников не получается это сделать. Они оказывают определенное давление на руководство Армении, но этого, как мы видим, недостаточно. В этих условиях Азербайджан оказывается перед необходимостью стимулировать возвращение переговорного процесса», - подчеркнул политолог.

Марков напомнил, что в свое время сторонам удалось достичь определенных договоренностей по нагорно-карабахскому урегулированию на основе Казанской формулы, но в итоге это ни к чему не привело, работа была заморожена. 

«Апрельские события прошлого года, в результате которых Азербайджан отвоевал часть своей земли, возобновили переговорный процесс. Стороны при посредничестве России почти вышли на договоренность, но через некоторое время переговорный процесс снова оказался замороженным. И если переговорный процесс не будет восстановлен, то вступит в действие логика – если замораживаются переговоры, то размораживаются военные действия. И если так будет продолжаться, весьма вероятно, что военные действия между сторонами нагорно-карабахского конфликта снова возобновятся», - заметил Марков.

Политолог также предположил, как, на его взгляд, будут вести себя Россия, США, Франция, Турция и Иран в случае возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией. «Поведение Турции предсказать трудно, хотя она и является ярым сторонником Азербайджана, но у нее сейчас очень много своих проблем – как внутренних, так и внешних. А вот остальные страны поведут себя также, как во время апрельской «четырехдневной войны». Они дадут Азербайджану и Армении чуть-чуть повоевать, помериться силами, а потом сформируют переговорные площадки и вернут стороны конфликта за стол переговоров. Армения является союзником России, партнером по ОДКБ, но и Азербайджан близкий друг. Россия никогда не говорила о своих каких бы то ни было отношениях с сепаратистским режимом Нагорного Карабаха. Все взаимодействие – только в рамках границ Армении».

Предложение экс-посла США в Азербайджане Мэтью Брайза о необходимости привлечь к урегулированию нагорно-карабахского конфликта не дипломатов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а президентов стран-сопредседателей,  а также Евросоюз (что по мнению бывшего посла помогло бы усилить давление на Азербайджан и Армению) Сергей Марков считает не имеющим никаких шансов на воплощение. 

«У этой идеи нет никаких шансов на реализацию. Такие переговоры были бы возможны во времена «холодной войны», когда страны Запада и США вели борьбу на периферии. Но сегодня касательно нагорно-карабахской проблемы это неосуществимо. Американцы уже погрязли в многочисленных региональных конфликтах, американские проблемы в Ираке, Афганистане, Сирии, в районе Северной Кореи только нарастают. У Штатов не самые лучшие отношения с союзниками – странами Евросоюза. Статус Франции как великой державы сегодня почти сходит на нет. Сейчас у Запада нет никакой возможности навязать свою волю президентам Азербайджана и Армении.

На днях Центр Карнеги опубликовал доклад, в котором указал на то, что в интересах США было бы вести себя более активно на Южном Кавказе. Но это также невозможно. Представить себе, что Штаты забросят все свои реальные актуальные проблемы и начнут решать проблемы Азербайджана и Армении – мало реалистично. Более того, США хотя и все время твердят о своей борьбе с международным терроризмом, делают они это весьма избирательно. Например, в Сирии США борются с ИГИЛ, но сотрудничают с Аль-Каидой. 

Да, Дональд Трамп прислал обращение к участникам XXIV Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017», которая проходит в Баку и в нем отметил работу США по карабахскому вопросу как сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Но это скорее просто дипломатия и выражение уважения Вашингтона к растущему международному авторитету Азербайджана. Трампу скорее действительно интересны азербайджанские нефтегазовые проекты. И такое послание Трампа говорит о том, что Азербайджан находится на политической карте США, что он имеет значение для Вашингтона. Это можно назвать успехом Азербайджана, но то, что Трамп намерен серьезно заниматься нагорно-карабахским конфликтом – нет.

На фоне вялых переговоров по нагорно-карабахскому конфликту, когда посредники переговорного процесса не могут вернуть стороны за стол переговоров на уровне президентов, высока вероятность новой вспышки боевых действий между Азербайджаном и Арменией. Приходится констатировать, что стороны подошли к тому краю, когда, к сожалению, только вспышка вооруженного конфликта может вернуть стороны к серьезным переговорам", - заключил Марков.