AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

Политолог Сергей Марков: Российско-турецкие отношения потеряли какую бы то ни было предсказуемость

Юрий Югов, «Москва – Баку»
10.12.2015 22:45


Политологи обсуждают заявление премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу о том, что Анкара готовится ввести ответные карательные меры против России. Напомним, что Москва ввела «специальные экономические меры» против Турции после гибели российского Су-24, в том числе - запрет на ввоз овощей, фруктов, гвоздик и соли, восстановление визового режима, запрет на наем турецких рабочих, приостановка практически всех международных связей - от экономических до культурных.

По словам Давутоглу, «Турция - не та страна, которой можно создать проблемы такими методами. Если мы посчитаем нужным, то введем в ответ свои санкции, этот вопрос обсуждался на заседании правительства в понедельник. Но надеемся, что кризис с Россией будет преодолен и к этим мерам прибегать не придется». Ранее Анкара решила сохранить безвизовый режим для россиян, пояснив, что для многих из них Турция стала вторым домом.

0737230.jpgВ интервью порталу «Москва – Баку» зампред комиссии ОП по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом, директор Института политических исследований Сергей Марков рассказал, почему в отношениях России и Турции статус-кво не сможет сохраняться долго.

«Думаю, пока ответные санкции Турция вводить не будет. Давутоглу заявил, что они планируют, но, может, они и не понадобятся. Вместо этого, как известно, было организовано такое психологическое давление путем демонстрации у парламента, в ходе которой молодые люди скандировали антироссийские лозунги и так далее. Это, в общем-то, проявление осторожности Анкары, которая, как представляется, все-таки не хочет углубления конфликта», - предположил политолог.

«Мне кажется, это разумная политика. В то же время Анкара не идет пока на уступки, которых требует Москва. Москва требует достаточно простой вещи – признать, что самолет был сбит над сирийской территорией, признать свою ответственность, вину. И тем самым дать гарантии, что больше не будут сбиваться российские самолеты», - сказал Марков.

«Пока что Анкара ни в какой форме не соглашается. Хотя в принципе ход, на который могла бы пойти Анкара вполне понятен. Эрдоган вполне мог бы объявить, что военные его дезинформировали, что они ввели его в заблуждение, - предположил эксперт. - Заодно и поснимать там среди генералов тех, кого ему надо. Но пока Эрдоган на это не идет».

Марков полагает, что главной своей задачей Эрдоган сегодня по-прежнему видит не примирение с Москвой, а поправки в конституцию. «А для этого ему надо перетащить около 15 депутатов от оппозиции на свою сторону – в обстановке такого патриотического ажиотажа, энтузиазма. 

Пока мы видим, что Анкара намекает на возможность ответных ударов, но не наносит. В то же время Москва также никаких новых ходов пока не совершает, кроме достаточно жесткого обещания Владимира Путина о том, что «одними помидорами не отделаются». «Но какими будут действия с обеих сторон? Вопрос остается открытым. Пока мы можем сказать, что российско-турецкие отношения не просто испортились, а потеряли какую бы то ни было предсказуемость. В каком они пойдут направлении? В сторону ухудшения или улучшения? Кто будет инициатором этого ухудшения или улучшения? - риторически спрашивает Марков. - Пока сказать, к сожалению, невозможно».

В то же время в обществах и России, и Турции чувствуется поддержка своего правительства, а с другой стороны – большое желание для улучшения отношений, признал эксперт, назвав такую позицию противоречивой.

По его мнению, статус-кво в любом случае не будет сохранен, поскольку Москва уже анонсировала с 1 января введение визового режима и целый ряд экономических ограничений. 

«Или эти меры будут с января введены, и тогда ситуация станет еще более напряженной. Или они не будут введены, тогда появится шанс на смягчение. Так что многое будет решаться в районе 1 января. Даже какие-то символические шаги Турции очень серьезно могли бы способствовать тому, чтобы Россия не ввела 1 января свои санкции. Сейчас самое главное, чтобы турецкое руководство признало, что российский самолет был уничтожен в сирийском небе. Это очевидный факт, который никто не оспаривает, кроме ангажированных людей», - подытожил Сергей Марков.