AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Политолог, телеведущая канала «Звезда» Надана Фридрихсон: Эрдоган занял выгодную позицию, но вот как он будет выкручиваться, пока непонятно

Политолог, телеведущая канала «Звезда» Надана Фридрихсон: Эрдоган занял выгодную позицию, но вот как он будет выкручиваться, пока непонятно

Инесса Рассказова    "Москва-Баку"
27.07.2017 14:31
Фото: Google
Фото: Google

Сверхэмоциональный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз потряс мир, обвинив Германию в шпионаже и призвав мусульман к поездке в Израиль на Храмовую гору для защиты мечети Аль-Акса.

Чуть раньше Эрдоган подписал с Россией контракт на поставку С-400, прекрасно понимая, насколько негативную реакцию это вызовет в США и Евросоюзе.

Свой взгляд на эти события в интервью "Москва-Баку" высказывает Надана Фридрихсон, политолог, специалист по Ближнему Востоку, ведущая телеканала "Звезда".

Надана Фридрихсон Фото: Соцсети
Надана Фридрихсон Фото: Соцсети

- Надана, здесь даже сложно сразу определиться с чего начать, возможно – с призыва к мусульманам о защите мечети Аль-Акса, который прозвучал сегодня из уст Эрдогана во время его выступления в парламенте. Создается впечатление, что Эрдоган, претендующий на роль лидера мусульманского мира, попытался таким образом в очередной раз самым наглядным образом это продемонстрировать.

- Это заявление я бы отнесла к чистому популизму, Эрдоган просто использует инфоповод, чтобы лишний раз подчеркнуть свою позицию защитника исламского мира, тем более, это очень хорошо соотносится с его геополитическими амбициозными задачами, которые связаны с его страной. Эрдоган уже не раз говорил о том, что Турция планирует увеличить свое геополитическое влияние в первую очередь в исламском мире.

И мы прекрасно знаем, что к Эрдогану многие страны исламского мира относились, скажем так, с легким недоверием. На то есть ряд причин, исламский мир неоднороден, и, конечно, политика Эрдогана и сама роль Турции вызывает много вопросов. Тем не менее, Эрдоган не упускает возможности, чтобы, выражаясь простым языком, «хрипануть». Возможно, по отношению к президенту это звучит не уважительно, но по-другому, наверное, не скажешь.

Ситуация, которая произошла с Храмовой горой – это довольно острый момент. И меня очень удивляет, что находятся политики, которые пытаются раскрутить эту ситуацию в свою пользу, потому что последствия использования таких кризисов могут быть непредсказуемыми. Прежде чем делать подобные заявления надо для начала разобраться, почему возникла такая ситуация. Я думаю, что господни Эрдоган на самом деле понимает, что там произошло, просто ему хочется выйти в информационный «топ».

- Причем, именно сегодня им был подписан договор о закупках у России С-400, и об этом тоже хочется поговорить поподробнее.

- Многие эксперты до последнего не верили, что этот контракт состоится. И Москва, и Анкара до недавнего времени были явными антагонистами на сирийском направлении, не прошло и трех лет после начала нашего конфликта. В эту сделку не верили, но она состоялась. И она очень сильно может изменить положение в сирийском вопросе. Поскольку Турция – член НАТО. Очень удивительным выглядит тот факт, что член НАТО покупает вооружение у России, тем более в период конфронтации НАТО с нашей страной. По крайней мере, конфронтации на уровне информационных баталий.

Фото: Google
Фото: Google

Почему Турция пошла на этот шаг – примерно понятно. У Эрдогана сейчас действительно обострились отношения и с Соединенными Штатами Америки, это связано с действиями Вашингтона в отношении курдов для взятия Ракки. Мы знаем, сколько раз Анкара выражала ноту протеста, но не была услышана. Кроме того, у Эрдогана очень большие претензии к США, которые отказываются выдать Гюллена, которого Эрдоган  обвиняет в попытке неудавшегося переворота. Насколько он виновен – отдельная тема, вполне возможно это всего лишь попытка свести политические счеты, но на уровне риторики, позиционирования себя Эрдоган использует эту историю, как причину охлаждения отношений Турции с США.

И при этом у Эрдогана очень обострились отношения с ЕС, в первую очередь с Германией. Но это обострение уходит корнями во внутренние противоречия. Эрдогану каким-то образом нужно объяснить свои гражданам причины введения чрезвычайного положения в стране, причины арестов. Соответственно, Эрдоган напоминает о внешних врагах, желающих уничтожить, поработить…

Германии тоже нужен внешний враг, который виноват и в проблемах с мигрантами, а также во всем, что с этим связано. На фоне этой двусторонней негативной риторики покупка Турцией С-400 выглядит довольно жестко. Потому что означает переход из плоскости риторики к реальным шагам. Довольно долгое время все понимали, что заявления – заявлениями, но Турция нужна и США, и Евросоюзу, и наоборот. Иначе говоря, существовало стойкое убеждение, что дальше заявлений дело не продвинется. Однако, когда Эрдоган пошел на этот шаг, у НАТО и западных стран возникли серьезные опасения по поводу сближения Москвы и Анкары. Если Москва и Анкара начинают столь тесно сближаться в военном сотрудничестве, это создает более устойчивую ось, которая базируется не только на газовых, экономических отношениях, но теперь уже и на военных. Это особенно пугает на фоне кризиса, возникшего вокруг Катара. Турецкая сторона уже публично заявила о поддержке Дохи, и Москва в свою очередь провела переговоры с эмиром Катара, а если при этом при всем Россия и Турция начинают еще и военное сближение, западные страны не могут не беспокоиться о том, что в регионе начинает формироваться новое сотрудничество, в которое может войти и Катар, и Иран, который не стоит списывать со счетов, тем более, что в отношении Сирии это - давний союзник России. Формируется новая конфигурация, явно не устраивающая западные страны.

С другой стороны, покупка у России С-400 – еще не гарантия, что Россия и Турция будут действовать отныне в одном направлении. Не стоит исключать, что Эрдоган решился на это для того, чтобы лишний раз пощекотать нервы своим западным партнерам, к которым у него накопились претензии, и тем самым повысить ставки для торга.

И теперь господин Эрдоган ждет некоего предложения, или уступок. Давая понять, что если этого не случится, то он продолжит сближение с Россией. На данном этапе такой тактический расклад очень выгоден Эрдогану, он действительно может использовать отношения с Москвой для давления на западных партнеров.

С другой стороны, здесь присутствует и обратный эффект. Если Эрдоган вступит в торги с западными странами, пользуясь своим нынешним положением, и ему будет сделано предложение, от которого он не сможет отказаться, но взамен от него попросят приостановить сближение с Москвой, по крайней мере в военном плане, ему будет трудно отказать России. Поскольку у России есть механизмы давления на Турцию. Во всяком случае, во время эскалации конфликта Москвы и Анкары турецкие политологи чуть ли не открыто писали о том, что Россия чуть ли не окружила Турцию имея в виду страны, настроенные пророссийски и располагающиеся вокруг Турции.

В принципе, если Эрдоган со временем попытается разменять Россию и ее интересы на отношения с западными странами, у Москвы есть возможности надавить на его позицию, тонко намекнув на то, что не стоит предавать союзнические отношения, которые у нас складываются.

Фото: Pervo
Фото: Pervo

- И тогда положение Эрдогана, которое сейчас кажется настолько выгодным, осложнится?

- Да, пройдет совсем немного времени, и он окажется заложником той ситуации, которую он создал. И как он будет выкручиваться – большой вопрос.

Здесь есть еще важный момент – покупка Турцией С-400 может в информационном плане проецироваться и на нагорно-карабахский конфликт. Турция никогда не скрывала своей поддержки Азербайджана. Россия заявляла себя посредником в этом конфликте. Но теперь, когда Россия продала С-400 Турции это может отрекошетить и на нагорно-карабахскую проблему. И ставки Азербайджана вырастут в рамках этой сделки. В Ереване крепко задумаются – что происходит. Конечно, прежде всего в информационной сфере, поскольку чисто практически на нагорно-карабахском конфликте это никак не отразится. Однако в информационном плане будет жарко…

- Но вот что касается Германии: вы говорите, что спустя какое-то время Эрдоган может получить выгодное предложение. Однако пока в воздухе витают невыгодные предложения. Германия грозит Турции санкциями, называя это «вопросом самоуважения».

- Выходя в плоскость конкретных действий, Эрдоган рассчитывает на то, что ему уступят по ключевым вопросам. Мне это видится попыткой манипулировать, попыткой оседлать ситуацию в отношениях с Германией и США.

Иначе зачем члену НАТО, до сих пор закупавшего вооружение у Германии, переориентироваться на Россию? Это больше напоминает политический ход, чем какой-то прагматично военный. Упоминание о санкциях со стороны Германии похожи на информационный фон, я не думаю, что западные страны готовы сейчас отказаться от Турции, как от партнера на Ближнем Востоке. Тем более, что у Эрдогана есть механизмы встречного давления, в частности, тот же поток мигрантов.

Естественно, западные страны, в частности, Германия, должны вести борьбу за своего гражданина, немецкого журналиста, которого Эрдоган обвинил в шпионаже. Они обязаны реагировать на поведение Турции в целом, откровенно выходящей из-под контроля.

Присутствуют опасения по поводу все большей зависимости от Турции в перспективе, поскольку Россия и Турция еще не отказались от проекта под названием «Турецкий поток». Если прокладка труб будет продолжена, Турция в перспективе может превратиться в мощный газовый хаб, который в том числе будет работать на раздачу газа Евросоюзу. Трудно предположить, что еврочиновники находятся в большом восторге от такой потенциальной зависимости от Анкары, которая уже показывает свою неготовность к компромиссам и очень жестко пытается выторговать для себя какие-то преференции…