AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Профессор МГИМО, журналист Владимир Сухой на «Эхе Москвы»: Признание Нагорного Карабаха было бы безумием со стороны Армении!

"Москва-Баку"
08.05.2016 02:12


Профессор МГИМО, журналист-международник Владимир Сухой ответил на вопросы корреспондента радиостанции "Эхо Москвы" Дарьи Пещиковой в программе "Особое мнение" о ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта.

 



Д.Пещикова 
- Давайте... к Нагорному Карабаху перейдем, поскольку там продолжается вся эта напряженность. И одно из последний событий - это утверждение правительством Армении заключения на законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха. Но в МИДе Армении, правда, уже пояснили, что это заключение правительства, оно не подразумевает полного одобрения соответствующего законопроекта, который оппозицией вносился уже неоднократно и уже проваливался. Но в принципе очередное появление такого законопроекта, оно не обостряет ли, не нагнетает ли ситуацию? Зачем его было вносить сейчас, в такое сложное время?

В.Сухой
- Нагнетает, обостряет, мешает. Я в последние годы довольно подробно занимаюсь проблемой Нагорного Карабаха, так уж случилось. И, безусловно, этот шаг был ожидаемый после 2-5 апреля, когда это было обострение, вооруженное противостояние и 5 апреля было заключено перемирие с помощью Москвы, и серьезной помощью, нужно сказать. В Ереване уже тогда пошли разговоры о том, «что коль так, то надо нам срочно признавать Нагорный Карабах, и это выход, это наша карта козырная, и это то, что мы можем предъявить городу и миру на переговорах, это сильная будет позиция».

Я так, конечно, не считаю. Я, вообще, считаю, что сейчас не нужно трогать это соглашение, которое было достигнуто в 94-м, 95-м году о перемирии. Оно бессрочное. Надо ему поклониться в ноги, этому соглашению, которое позволило все эти годы все-таки не вести военных действий. И надо на основе этого бессрочного соглашения садиться за стол переговоров и не привносить никаких раздражающих факторов, потому что признание Ереваном Нагорного Карабаха, безусловно, и уже это ясно – уже четко сказано в Баку – будет воспринято очень негативно, очень резко, и это не способствует атмосфере нормальных переговоров. А нужно идти на компромиссы, нужно разговаривать, нужно вести поиск решений этого конфликта. Потому что нельзя уже больше ждать. 25 лет… все равно это закончится плохо, если сейчас не договориться. Вот сейчас самое решающие, мне кажется, 15-20 дней после праздников, где-то, может быть, месяц при том настрое Москвы – а мы понимаем, что Москва делает сегодня все возможное и невозможное, чтобы как можно скорее посадить за стол переговоров армянскую и азербайджанскую стороны и достичь какого-то соглашения.

Д.Пещикова
- Да. При этом довольно корректно, не поддерживая ни одну сторону. 

В.Сухой
- Да, не поддерживая ни ту, ни другую сторону. Но тут уже как бы мы не можем по-другому, потому что так сложилась жизнь. Армения – это наш традиционный стратегический союзник, а Азербайджан тоже страна, которая во многом поддерживает Россию, единственная страна СНГ, где очень хорошо жить русским и быть русским. Там, действительно мультикультурализм, там нет какой-то проблемы русского населения, которые как бы возникли после распада Советского Союза во все бывших республиках. Мы это очень ценим. И там есть Ильхам Алиев, человек, с которым можно разговаривать, договариваться, абсолютно вменяемый, серьезный политик, президент. Поэтому сейчас время «Ч».

И еще раз подчеркиваю, что это ничего не значит, что там правительство поддержало. Это должно поступить в парламент, это уже было не раз…

Д.Пещикова
- Там даже не поддержало правительство. Нам сегодня в МИДе Армении поясняли, что это просто заключение, которое предполагает условия, при которых может быть рассмотрен такой законопроект.

В.Сухой
- Вопрос признания Нагорного Карабаха. Естественно, этого не произойдет, как мне кажется. Это было бы безумием со стороны Армении, как мне кажется. Не пойдет армянская сторона на это, как мне кажется опять же.

Д.Пещикова
- Вы для себя находите ответ, почему в начале апреля произошло это обострение, почему началась такая активная фаза боевых действий?

В.Сухой
- По-моему, ни в Ереване, ни в Баку даже очень умные люди не способны сколь-нибудь авторитетно а аргументировано, почему это произошло. Есть человеческий фактор. Есть усталость не только металла, но человеческая усталость, потому что – мы об этом не сообщали – до этого, в самом начале года положение на линии соприкосновения войск было очень напряженное. Почти каждый день 100-120 обстрелов с обеих сторон. И люди устают, техника устает… нервы. Люди не железные. Поэтому я допускаю, что, собственно говоря, кто-то нажал соответствующие кнопки, а кто-то, естественно, ответил всей мощью, которая только была возможна, не традиционно, как отвечали просто на выстрел одним выстрелом, а ответили в десять-двадцать раз… массированными ударами, и потом начали друг друга обвинять. В Баку абсолютно уверены, что это была не спровоцированная атака армянских вооруженных сил. Естественно, Ереван говорит, что это была атака, ничем не спровоцированная, азербайджанских сил…

Д.Пещикова
- Вы полагаете, даже там, в верхах, возможно, не знают, кто первым спустил курок?

В.Сухой
- Вполне возможно, потому что, как может быть помнят наши радиослушатели, в это время Ильхам Алиев находился в Вашингтоне и встречался с Вице-президентом Джо Байденом и с госсекретарем и вел переговоры по Нагорному Карабаху. Естественно, Ильхам Алиев держит, конечно, руку на пульсе, и, естественно, для современного мира нет проблем – дать соответствующее указание, но боюсь, что никто не собирался обострять в ночь на 2 апреля, потому что обострение было очень серьезное…

Д.Пещикова
- И это никому не выгодно.

В.Сухой
- И это никому не выгодно, и на тот момент и сейчас никому не выгодно, потому что ну нет военного варианта решения этой проблемы, это признают и в Баку и в Ереване, и об этом твердят и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые занимаются этой проблемой -нет.

Д.Пещикова
- Как вы считаете, каким в итоге должен быть статус Нагорного Карабаха в идеале?

В.Сухой
- Это нужно срочно отложить. Как это и есть в предложениях на стадии переговоров, как минимум на два года cooling-off period, какой-то период охлаждения, введения туда миротворцев – может быть ОБСЕ, может быть, ооновских, а потом - референдум. Под международным наблюдением народ должен определить свою судьбу.

Д.Пещикова
- А какие у народа настроения, если вы знаете?

В.Сухой
- На сегодняшний день, конечно, большинство выскажется за независимость. Но что будет, если там будет нормальная агитация и пропаганда под международным наблюдением – это как бы невозможно…

Д.Пещикова
- И опять же до этого этапа голосования нужно еще дойти, и неизвестно, дойдем ли до него.

В.Сухой
- Это очень трудный вопрос, потому что Азербайджан однозначно считает, что это азербайджанская земля и это азербайджанская территория.

Д.Пещикова
- Спасибо большое. И здесь ставим точку в нашем разговоре. Это было особое мнение журналиста-международника Владимира Сухого.

В.Сухой
- Спасибо!