AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

РЕПЛИКА обозревателя ИД "Коммерсантъ" Сергея Строканя: Конфликт по осени считают

Москва-Баку
24.10.2016 19:04


Обозреватель ИД «Коммерсант» Сергей Строкань о том, почему заглохло нагорно-карабахское урегулирование.

На фоне продолжающейся войны с международным терроризмом в Сирии и Ираке, перипетий президентской гонки в США и начавшегося выхода Великобритании из Европейского Союза мир, похоже, совершенно просмотрел еще одну новость. Новость если не сенсационную, то, как минимум, неожиданную.

После больших ожиданий нового раунда переговоров по урегулированию в Нагорном Карабахе, порожденных летним всплеском дипломатической активности мировых держав, тема замороженного конфликта в Закавказье сдувается на глазах. Словно и не было встречи президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, прошедшей при посредничестве Владимира Путина, словно и не было многочисленных заявлений о необходимости срочно реанимировать Минскую группу ОБСЕ, все больше выглядевшую, как анахронизм, в то время как в регионе может снова разгореться пожар большой войны.

Собранный этой осенью урожай на ниве нагорно-карабахского урегулирования на удивление выглядит предельно скудным. Остается только горько пошутить, что единственный вопрос, по которому у Москвы и Вашингтон к концу дипломатического года возник полный консенсус -- это вопрос о перспективах урегулирования в Нагорном Карабахе.

Судите сами. Госсекретарь США Джон Керри вдруг заявляет о том, что условия для преодоления конфликта между Азербайджаном и Арменией еще не сложились, поскольку, дескать, лидеры двух стран к этому не готовы.

Затем слово берет помощник российского президента Юрий Ушаков, сообщающий о том, что, оказывается, он не испытывает

по поводу нагорно-карабахского урегулирования большого оптимизма. Он обещает продолжать настойчивую работу и с Ереваном, и с Баку, но согласитесь, что после слов об отсутствии оптимизма эти слова о «настойчивой работе» повисают в воздухе. Они звучат как эхо заявления Джона Керри.

И, наконец, на горячую тему Нагорного Карабаха высказывается уже сам Владимир Путин. Говоря об итогах прошедшего в Ереване саммита Организации Договора Коллективной Безопасности, российский лидер называет одной из задач ОДКБ купирование внешних угроз и возможность оперативного реагирования на то, что происходит на постсоветском пространстве. Он напоминает о необходимости решать проблему Нагорного Карабаха мирным путем, на основе компромиссов, на которые будут готовы и та, и другая сторона.

Между тем, все заявления последних недель свидетельствуют об одном и том же : ключевые внешние игроки в нагорно-карабахском урегулировании в силу тех или иных причин к концу года решили взять очередную паузу.

Администрации Обамы сегодня, похоже, явно не до Армении с Азербайджаном: не за горами выборы, важно любой ценой не пустить в Белый дом Дональда Трампа. Похоже, Обама уже морально готов оставить проблему Нагорного Карабаха в наследство Хиллари Клинтон. Или непредсказуемому республиканцу, раздающему направо и налево обещания разрешить одним махом все конфликты, о которые сломали себе зубы предыдущие американские администрации.

Судя по всему, сегодня не до Нагорного Карабаха и Москве, ведущей свою главную международную партию в сирийском Алеппо. Партия эта не окончена, складывается она очень трудно и требует предельной концентрации сил. Как военных, так и дипломатов. В итоге Нагорный Карабах невольно уходит на задний план. И все сводится ко все тем же ритуальным заявлениям о

необходимости политического решения и компромисса. Заявлениям, которые звучат уже много лет. Приложением к замороженному конфликту становится замороженная дипломатия. Единственный, кто продолжает напоминать, что хрупкий статус-кво не может сохраняться вечно – это президент Азербайджана Ильхам Алиев, в то время как его армянского коллегу Сержа Саргсяна статус-кво, судя по всему, вполне устраивает.

Так урегулирование нагорно-карабахского конфликта все больше начинает напоминать миф о древнегреческом герое Сизифе, толкающем на вершину гору свой камень, который в самый последний момент срывается в пропасть.

Что обрекает бедного Сизифа на то, чтобы начинать все с нуля, продолжая свой бесполезный труд.

Между тем, поостывший к сегодняшнему дню в глазах политиков, дипломатов и СМИ конфликт в Закавказье может снова проснуться. Из зоны конфликта приходят сообщения о многочисленных фактах нарушения режима прекращения огня. Все это сопровождается новой войной слов между Ереваном и Баку.

Но мир молчит, поглощенный американскими выборами, Сирией, Брекситом и ценами на нефть. Не желая думать о том, что апрель 2016-го может вернуться.