AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Баку - Анкара. Евразия на двоих (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Баку - Анкара. Евразия на двоих (видео)

08.07.2018 17:04

О феномене азербайджано-турецких отношений накануне визита Реджепа Тайипа Эрдогана в Баку размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

На фоне сорокаградусной жары в Баку политическое лето на просторах Евразии становится все более жарким. В то время как главной горячей новостью остается предстоящий саммит Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки, в его тени не затерялось еще одно не столь заметное, но знаковое событие – визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан, который пройдет за несколько дней до российско-американской встречи в верхах. Совершающий свой первый зарубежный визит после переизбрания, на пути в Брюссель, на саммит НАТО, где ему предстоит общение с лидерами всего евроатлантического мира, включая Дональда Трампа, президент Эрдоган счел необходимым вначале посетить Баку и встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

В том, что Баку станет первой столицей, в которую турецкий лидер прибудет вскоре после своей уверенной победы на президентских выборах 24 июня, нет ничего необычного. Перефразируя известное выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», можно сказать, что выбор страны, в которую отправляется тот или иной глава государства или правительства, получивший на очередных выборах мандат народного доверия, говорит о многом, если не обо всем.

Наблюдая за действиями избранных президентов и премьеров во всем мире, политологи не случайно гадают, каким будет маршрут их первых зарубежных турне, и кто из иностранных коллег первым пожмет им руку, поздравит с успехом и сверит часы многостороннего сотрудничества. Впрочем, в случае с Реджепом Тайипом Эрдоганом, гадать, куда он отправится после победы на выборах, наверное, не было особой необходимости: конечно, Эрдоган прилетит в Баку, а куда же еще! 

В этом есть глубокая закономерность: после распада СССР и провозглашения независимости Азербайджана, проводящего многовекторную политику, отношения с соседней Турцией стали для Баку по-своему уникальными. В начале 90-х годов прошлого века турецкая модель развития и опыт турецкой модернизации не могли не стать для нового азербайджанского государства, делавшего первые шаги на мировой арене, одним из ориентиров.

Однако спустя четверть века Азербайджан явно не выглядит догоняющим, как это бывает с государствами, вынужденными совершить свой рывок, провести собственную модернизацию. И в итоге успешно справляющих с этой задачей. 

За последние десятилетия отношения Анкары и Баку претерпели заметную эволюцию, двигаясь по восходящей. Сегодня – это отношения не учителя и ученика, не ведущего и ведомого, не старшего и младшего партнера, какими они могли выглядеть для кого-то на заре азербайджанской независимости.

Последним примером и визитной карточкой такого взаимодействия может служить газопровод TANAP – новый энергетический мост Евразии, газотранспортная магистраль в Европу, торжественно запущенная в эксплуатацию менее месяца назад. Участие в церемонии запуска газопровода президентов Алиева и Эрдогана напомнило о том, чьими усилиями была проложена эта магистраль, которая станет составной частью Южного газового коридора.

Этот масштабный проект предусматривает решение сразу нескольких задач: разработку второй очереди газового месторождения Шах-Дениз на Каспии, расширение трубопровода «Баку-Тбилиси-Эрзурум» и Трансадриатического газопровода, проходящего через Грецию, Албанию и Италию.

Как ожидается, голубое топливо пойдет по Южному газовому коридору в Европу уже в ближайшие годы.

Не удивительно, что немалый интерес к проекту проявляют в Евросоюзе, не первый год стремящемся диверсифицировать источники энергетических поставок (пока страны Старого Света, главным образом, греет российский, алжирский и норвежский газ).

Кроме Европы, ввод в строй газопровода TANAP, который еще называют Трансанатолийским газопроводом, позволит качать миллиарды кубометров азербайджанского газа в Турцию, укрепляя энергетическую составляющую сотрудничества Анкары и Баку. При этом есть все основания называть взаимодействие в этой области многообещающим сотрудничеством на вырост, имеющим огромный потенциал, учитывая, что добычей газа на месторождении Шах-Дениз дело не ограничиться. Не будем забывать и о планах разработки месторождения Абшерон на Каспийском шельфе с участием французской компании Total.

Уникальной особенностью реализуемых Анкарой и Баку энергетических проектов можно назвать отсутствие связанных с ним геополитических рисков, что выгодно отличает их от других газовых магистралей – уже построенных или только обсуждаемых мировыми или региональными державами. Не секрет, что в ходе реализации тех или иных проектов в дело вмешивается большая политика. Газовая труба воспринимается как чье-то политическое оружие или попытка потеснить конкурентов, при этом конфликтные отношения между теми или иными государствами или группами государств становятся серьезным препятствием для того, чтобы самый что ни на есть аполитичный газ дошел до потребителя.

За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите на то, сколько копий уже сломано и сколько еще будет сломано вокруг проектов «Северного потока 1» и «Северного потока 2», какие вокруг них кипят страсти!

Однако ничего подобного не происходит и не может произойти с газопроводом TANAP. Предпринимаемые время от времени теми или иными экспертами или журналистами робкие попытки представить азербайджано-турецкий TANAP чуть ли не как альтернативу «Турецкому потоку», реализуемому «Газпромом», выглядят притянутыми за уши и способны вызвать лишь улыбку. Учитывая, что совокупная мощность «Турецкого потока» почти в два раза превысит мощность газопровода TANAP, противопоставлять азербайджано-турецкий проект российско-турецкому просто несерьезно. Тем более, что участником обеих проектов является Анкара – ближайший партнер Баку, куда на будущей неделе и отправится президент Эрдоган.

Сотрудничество Анкары и Баку сегодня -- это отношения двух абсолютно равноправных государств, имеющих и достаточный потенциал, и обоснованные амбиции для того, чтобы задавать тон в Евразии. Анкара и Баку демонстрируют готовность менять облик сразу нескольких регионов, превращая их в арену многообещающих инфраструктурных проектов и общее пространство безопасности и стабильности, создаваемую совместными усилиями.

В общем, они последовательно и увлеченно строят свою Евразию – Евразию на двоих, но при этом динамично развивающуюся, стабильную и предсказуемую Евразию для всех