AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Что позволено Баку... (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Что позволено Баку... (видео)

"Москва-Баку"
30.07.2018 14:21

Возможные последствия американского закона «О противодействии противникам США посредством санкций», предусматривающего введение карательных мер против ведущих покупателей российского оружия, к которым относится и Азербайджан, разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"    

Продолжавшиеся в Америке не один месяц жаркие дебаты между администрацией Трампа и Конгрессом по поводу того, должны ли США наказывать не только Россию за якобы имевшее место вмешательство в американские выборы, но еще и государства, активно покупающие российское оружие и технологии, завершились трудным компромиссом между двумя ветвями власти. Достигнутые договоренности дают богатую пищу для размышлений о том, как строятся отношения между современными государствами, что можно одним и нельзя другим, и вообще, в какой системе геополитических координат находятся сегодня США, Россия и ее ведущие партнеры в области военно-технических связей, включая Азербайджан.
Итак, суть компромисса выглядит так: конгрессмены, пусть и неохотно, согласились с настойчивыми призывами команды президента Трампа не портить отношения с некоторыми из партнеров Америки и решили не применять карательные меры против трех государств - ведущих покупателей продукции российского военно-промышленного комплекса.

В проекте оборонного бюджета США на будущий год, который должен быть утвержден в августе, эти три страны, получившие, так сказать, помилование от Вашингтона, названы поименно: Индия, Вьетнам и Индонезия.

При этом - кто бы мог подумать - главная мощь американских карательных мер в соответствие с принятым в прошлом году законом «О противодействии противникам США посредством санкций», обрушится на ключевого союзника США в Евразии и ключевого партнера Азербайджана - Турцию.

В случае планируемой Анкарой покупки российских зенитных ракетных комплексов С-400 Турцию для начала грозят лишить обещанных ей более чем ста американских истребителей пятого поколения F-35 на сумму в 10 миллиардов долларов.

А потом придумать ей еще какое-нибудь наказание.

Между тем, обращает на себя внимание, что никто в Вашингтоне – ни в Белом доме, ни в Конгрессе даже не рассматривает саму возможность введения санкций против ближайшего соседа Турции – Азербайджана.

А ведь Баку также закупает самое современное российское оружие, причем делает это все более активно, о чем, в частности, напомнил недавний военный парад по случаю 100-летия вооруженных сил Азербайджана и показанные на нем образцы, включая системы ПВО, боевые самолеты, военно-транспортные вертолеты, артиллерийские установки, ракеты дальнего радиуса действия и многое другое.

Наверное, не только в Ереване, но и в Вашингтоне есть немало очень влиятельных людей, которые хотели бы перекрыть кислород военно-техническому сотрудничеству Азербайджану с Россией. И речь даже не о каком-то там проармянском лобби в Вашингтоне, о могуществе которого ходят легенды. Антироссийская кампания в США со временем только набирает обороты и ведь еще в прошлом году был принят упомянутый выше закон «О противодействии противникам США посредством санкций», где черным по белому написано: наказывать партнеров России в области военно-технического сотрудничества. Наказывать всех без исключения. 

Возникает закономерный вопрос: почему же только помышляющую о покупке российских систем С-400 Турцию США намерены наказать, а Азербайджан – нет? И это при этом, что в Азербайджане российского оружия гораздо больше.

Что это – двойные стандарты, проявляемый американской властью избирательный подход к собственному законодательству, которое на самом деле служит не фундаментом, а всего лишь инструментом, применяемым лишь в случае некой целесообразности?

Если да, то кто эту целесообразность определяет, включая в черный список одни страны и делая исключение для других?

Чтобы разобраться в этом непростом и весьма деликатном вопросе для начала рассмотрим ситуацию с Турцией.

Турецкая армия – не просто одна из сильнейших в мире, это вторая по численности армия в НАТО после армии самих США. Тем не менее, у этого могущества есть и обратная сторона, или скажем так, уязвимое место, ахиллесова пята. Тесно встроенная в систему Североатлантического альянса, турецкая армия, по большей части, вооружена американским оружием и оружием других западных производителей. И в этом весь корень проблемы.

Нельзя не признать, что на протяжении последних лет Турция активно стремилась проводить политику диверсификации своих связей в сфере военно-технического сотрудничества с целью расширения круга поставщиков и создания собственного мощного военно-промышленного комплекса мирового уровня. Еще в 2013 году Анкара предприняла первую попытку получить доступ к технологиям ПВО большой дальности. Однако раз за разом Анкара натыкалась на красные флажки западных партнеров. В отличие от Китая и России, страны Запада изначально не были готовы передавать Анкаре ракетные технологии. Тем более, они не намерены делать это сегодня, когда отношения Турции с Западом становятся все более напряженными. Россия же готова не просто продать свои С-400, но и пойти на частичную передачу технологий.

При этом если, допустим, отношения Америки и Турции еще больше испортятся, то Вашингтон может применить не один болевой прием против Анкары. Достаточно отказать Турции в технической поддержке уже имеющейся у нее американской техники – и через какое-то время она превратится в груду металлолома, в дрова.

Учитывая это, президент Эрдоган сегодня стоит перед непростым выбором: риски и издержки в случае покупки российских С-400 с каждым днем неумолимо растут и ряд экспертов даже считают, что, возможно, болевой прием Вашингтона сработает и Анкара будет вынуждена отказаться от контракта с Россией по С-400.

Но дилемма президента Эрдогана не стоит перед президентом Алиевым, который на военном параде в Баку заявил: «Наладив эффективные связи с дружественными нам странами, мы приобрели самое современное вооружение. И после этого Азербайджан будет приобретать самые передовые виды оружия и технику. Для достижения этой цели у нас есть необходимые связи с дружественными странами и финансовые ресурсы».

В отличие от турецкой, азербайджанская армия вооружена не американским, а российским, белорусским, 
пакистанским, израильским оружием. Отрубить вооруженным силам Азербайджана техническую поддержку в Вашингтоне физически не могут. Понятно, что не будут этого делать и главные оружейные поставщики Баку. Даже Израиль – один из ключевых союзников Америки, который особо дорожит оборонными связями с Азербайджаном – государством мусульманского мира.

Вообще, военно-технические связи Азербайджана – это одна из тех областей, в которой наиболее зримо воплощаются принципы многовекторности внешней и оборонной политики Баку. Эта политика исходит из того, что поскольку мы живем в условиях многополярного мира, то нельзя делать ставку на один полюс, один центр силы, чтобы потом не оказаться у него в зависимости. Как видим, эта политика работает – сохраняющий автономность в принятии стратегических решений Азербайджан при этом поддерживает ровные и равные отношения как с Западом, так и с Востоком.

Не вызывает сомнения, что пытающиеся любым путем помешать оружейным сделкам с Москвой в мировом масштабе, США применили бы болевой прием и против Азербайджана, как это они намерены сделать с Турцией и многими другими странами.

Но они не применяют его по той простой причине, что, в отличие от Турции, никакого болевого приема против Азербайджана у могущественной Америки, и тем более у других государств мира, попросту нет.