AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Карабах в Нью-Йорке, Путин в Баку (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Карабах в Нью-Йорке, Путин в Баку (видео)

01.10.2018 20:00

Подоплеку обсуждения карабахского конфликта на 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке на фоне рабочего визита в Баку российского президента Владимира Путина разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Последняя неделя сентября оказалась необычайно богатой на события как на постсоветском пространстве, так и за тысячи километров от него, происходившие в другом полушарии, в Америке, на 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Эти события вызвали новую острую дискуссию и по карабахскому конфликту, и по ситуации в Закавказье, и о роли и месте в происходящих в регионе и мире процессах российско-азербайджанских отношений, получивших новое ускорение.

В то время как дебютировавший в Нью-Йорке премьер-министр Армении громко вещал с ооновской трибуны о Карабахе, а главы МИД Азербайджана и Армении провели более чем трехчасовую встречу на полях Генассамблеи, российский президент Владимир Путин на пути в Душанбе, на саммит лидеров Содружества независимых государств, посетил с визитом Баку.

Водоворот следовавших друг за другом событий в определенный момент поставил в весьма непростое положение журналистов и экспертов, которым предстояло решить, как связаны между собой эти новости, какая из них – главная, и что ждет закавказский регион в ближайшие дни, недели и месяцы.

Переговоры Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна, в которых принимали участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, судя по официальным заявлениям сторон, прошли позитивно. Эльмар Мамедъяров назвал их «интересным и важным обменом мнениями для урегулирования конфликта и обеспечения устойчивого мира в регионе». В схожем ключе высказался и его армянский коллега, сообщивший о достигнутой в Нью-Йорке договоренности продолжить диалог, в том числе, в рамках планируемого уже в октябре визита в регион международных посредников из Минской группы ОБСЕ.

Казалось бы, наконец-то можно вздохнуть с облегчением. Но не получается. Кратких сообщений по итогам встречи глав МИД Азербайджана и Армении оказалось явно недостаточно, чтобы увидеть в конце бесконечно длинного карабахского туннеля хотя бы робкий, едва пробивающийся свет.

Ведь накануне встречи Мамедъярова и Мнацаканяна на трибуну Генассамблеи в Нью-Йорке вышел премьер-министр Армении Никол Пашинян, превративший свою речь в гневную тираду в адрес Азербайджана. Пересказывать его выступление подробно не имеет смысла: все почитатели ораторского дара Пашиняна, который он до прихода к власти оттачивал на улицах и площадях Еревана, играя роль грозного обличителя, могут на досуге самостоятельно перечитать его выступление и убедиться в его неутраченном умении произносить хлесткие, будоражащие аудиторию фразы. И уже не важно, что эти фразы, при более пристальном рассмотрении, вызывают вопрос: о чем это?

«Азербайджан должен изменить свое неуважительное отношение к переговорам и выполнить все предыдущие договоренности», -- заявил Никол Пашинян, не уточнив, какие предыдущие договоренности – договоренности кого и с кем, не выполнил Азербайджан. Главное требование Никола Пашиняна – расширить формат диалога Еревана и Баку, включив в него еще и самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую республику.

Таким образом, Пашинян требует изменения того самого формата переговоров, которому на протяжении последних десятилетий неукоснительно следовала Минская группа ОБСЕ.

Между тем, ирония состоит в том, что Никол Пашинян обличал Азербайджан в стенах той самой организации, где еще четверть века назад были приняты четыре резолюции Совбеза, в которых черным по белому записано, что Армения должна освободить занимаемые ею оккупированные территории Азербайджана и выполнить еще целый ряд условий.

Внятно объяснить, почему эти требования, выдвигаемые не одним только Азербайджаном, но и всем мировым сообществом, до сих пор так и не были выполнены, у Никола Пашиняна не хватило времени. Не удивительно, что в Баку отреагировали на его выступление весьма жестко, предупредив, что ооновская речь Никола Пашиняна может и вовсе парализовать и без того буксующие переговоры по Карабаху.

Выступление премьера Пашиняна в Нью-Йорке подтвердило, что его приоритетом остается не карабахское урегулирование, а укрепление собственных позиций внутри страны, все еще остающихся недостаточно прочными.

С одной стороны, в дни проведения 73-й сессии Генассамблеи ООН Никол Пашинян и его команда одержали первую крупную победу после прихода к власти весной этого года: мэром Еревана был избран соратник Пашиняна, кандидат от блока «Мой шаг» Айк Марутян. Теперь на повестке дня для армянского премьера стоит более сложная задача -- получить контроль над парламентом, где по состоянию на сегодняшний день около половины депутатов представляют оппозиционную Пашиняну Республиканскую партию Армении.

Первый шаг к этой цели премьер сделал на этой неделе -- на закрытой встрече с представителями диаспоры он пообещал «начать переговоры о досрочных парламентских выборах».

С другой стороны, политические оппоненты Никола Пашиняна не сидят, сложа руки. Экс-президент Армении Роберт Кочарян, в отношении которого в Армении возбудили уголовное дело, недавно заявил о возвращении в большую политику и уже превратился в главного противника действующего армянского премьера. Дополнительную интригу в противостояние Пашиняна и Кочаряна вносит то, что Кочарян считается близким другом российского президента Владимира Путина.

В пространном интервью, которое он дал на днях российской газете «Коммерсантъ», экс-президент Армении заявил о команде Пашиняна буквально следующее: «Она хаотична, не разбирается в экономике, не имеет ясной программы действий. Состав правительства эклектичен, нет ясных геополитических приоритетов». «Власть сначала может наломать дров, а потом пытается героически их разгребать», -- пояснил Роберт Кочарян.

Впрочем, самой интересной в этом интервью стала данная экс-президентом Армении оценка тех заявлений, которые делают представители нынешнего армянского руководства по Карабаху.

«Вопрос не в том, чтобы встать в позу и говорить лозунги, которые возбужденная толпа будет воспринимать в популистском ключе. Надо проводить ответственную политику, при которой будут мало стрелять на линии соприкосновения и при которой ты принципиально не будешь сдавать свои позиции. Речь о тонкой дипломатической профессиональной работе», -- заявил он.

Оценки Роберта Кочаряна во многом объясняют пафос громких заявлений Никола Пашиняна в адрес Баку, прозвучавших на генассамблее ООН и явно не создающих предпосылки для будущих переговоров. С одной стороны, Ереван возобновляет диалог на уровне глав МИД, с другой стороны – своими максималистскими требованиями лишает этот диалог шанса.

Впрочем, пока лишает. Подождем, пока в Ереване уляжется пыль, пока успокоятся политические страсти и консолидируется власть. Вот тогда и станет окончательно ясно, сможет ли армянская сторона отойти от той самой хаотичности и популизма, и заняться «тонкой дипломатической работой».

Если это произойдет, снова востребованной окажется посредническая роль России и ее президента Владимира Путина.

Весьма символично, что российский лидер наблюдал за идущими в далеком Нью-Йорке дискуссиями вначале в Москве, а затем в Баку, который он счел необходимым посетить в тот драматический момент, когда закавказский регион с главным неразрешенным конфликтом снова находится на перепутье.