AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея СТРОКАНЯ: Карабахское лето в Сочи

Реплика политического обозревателя Сергея СТРОКАНЯ: Карабахское лето в Сочи

29.07.2017 10:52

Итоги рабочей встречи президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева, состоявшейся на черноморском побережье, подводит политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»

Летний сезон, когда журналисты и эксперты сетуют на отсутствие новостей, не стал политическим затишьем ни для Запада, ни для Востока. И хотя главное внимание в мире в последние дни было приковано к Конгрессу США, члены которого перед уходом на каникулы решили поссориться с Россией всерьез и надолго, немаловажные события, пусть и оставшиеся в тени, происходили и на постсоветском пространстве. В этом смысле событием недели – неожиданным и при этом способным придать новое ускорение нагорно-карабахскому урегулированию и региональному сотрудничеству в Закавказье стала рабочая встреча российского президента Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Сочи.

Когда лето в разгаре, погода в Сочи стоит прекрасная. Однако лидеры России и Азербайджана собрались говорить не о погоде, море и солнце, хотя бы уже потому, что ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта снова балансирует на грани взрыва. Только в день встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева азербайджанская сторона заявила о 132 нарушениях перемирия в Карабахе за одни сутки.

Учитывая это, ни разу не упомянувший слово «Карабах», российский лидер, тем не менее, сразу дал понять: речь пойдет, прежде всего, об этом. О чем же еще?

Он пригласил президента Алиева в Сочи судя по всему понимая, что именно от азербайджанского лидера, его дальнейших действий зависит то, как будет развиваться ситуация в зоне конфликта. Сможет ли Баку и дальше проявлять сдержанность не допуская эскалации, когда режим прекращения огня нарушается если не ежеминутно, то ежедневно.

«Рад возможности с вами поговорить и о наших двусторонних отношениях, и о том, как ситуация складывается в регионе, она не простая»,- обратился Владимир Путин к Ильхаму Алиеву, принимая его в своей сочинской резиденции. И добавил: «Надеюсь, что и наша сегодняшняя встреча будет способствовать тому, что мы поищем пути решения всех сложных проблем, но и, разумеется, поговорим о том, как развиваются двусторонние связи между Азербайджаном и Российской Федерацией».

Со своей стороны, Ильхам Алиев обратил внимание на регулярность контактов на высшем уровне, позволяющих Москве и Баку обсуждать ключевые вопросы региональной и мировой политики, проблемы укрепления безопасности в Закавказье, и продвигать вперед двустороннюю повестку – активизировать сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной сферах, а также в области транспорта энергетики.

Прошлым летом в Санкт-Петербурге Владимир Путин встречался с президентами Азербайджана и Армении и обсуждал с ними возможности перезапуска мирного процесса, что позволило бы сдвинуть решение карабахской проблемы с мертвой точки.

И вот спустя год президенты Путин и Алиев встречаются в Сочи с глазу на глаз – уже без Сержа Саргсяна.

Когда происходят подобные события, то политики и эксперты, как и самые быстрые перья пишущей братии с обеих сторон пытаются не упустить любую деталь, позволяющую расшифровать смысл официальных заявлений и понять, что бы это могло значить. В данном случае, почему собеседником Владимира Путина в Сочи стал именно Ильхам Алиев, а не Серж Саргсян?
Никакого нового «проазербайджанского», как и «проармянского» крена в политике России в Закавказье нет и быть не может. Главный смысл сочинской встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева, как представляется, состоит в том, чтобы, прежде всего, подтвердить стремление и готовность Москвы сыграть лидирующую роль в карабахском урегулировании.

Хотя в Минскую группу ОБСЕ помимо России входят Франция и США, ни президент Макрон, ни тем более, отягощенный своими проблемами президент Трамп не будут заниматься Карабахом столь же пристально, как это делает президент Путин.
Ни Эмманюэль Макрон, ни Дональд Трамп не будут так же общаться то с Ильхамом Алиевым, то с Сержем Саргсяном, как это делает Владимир Путин, подтверждением чему и служит приглашение Ильхама Алиева в Сочи.

Между тем, после прошлогодней трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге Владимиру Путину было принципиально важно не допустить возникновения паузы в принципиальном разговоре первых лиц о Карабахе. Особенно, учитывая то, как неблагоприятно развивается ситуация в регионе. Последняя рабочая встреча в Сочи показала, что это диалог не прерывается.

Что касается Ильхама Алиева, то своей поездкой в Сочи он еще раз продемонстрировал, что в многовекторной политике Баку отношения с Россией, отметившие в этом году свое 25-летие, занимают особое место.

Еще одно принципиально важное обстоятельство состоит в том, что помимо обсуждения Карабаха, Москва и Баку имеют целый комплекс политического, торгово-экономического и энергетического сотрудничества, развивающегося интенсивно и имеющего самодостаточное значение.

Это не отношения старшего и младшего брата, не отношения партнера и клиента, донора и получателя помощи, как это часто бывает в отношениях Москвы с бывшими советскими республиками. Это отношения равноправных партнеров, говорящих на одном языке – языке национальных интересов. Поэтому Владимир Путин и Ильхам Алиев могли говорить в Сочи без переводчика – в прямом и переносном смысле.