AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB

РЕПЛИКА политического обозревателя Сергея СТРОКАНЯ: Москва, Тегеран и Баку - в ожидании иранского шторма...

Москва-Баку
27.03.2017 12:52
 

Ситуацию в трехсторонних отношениях России, Ирана и Азербайджана в преддверии визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани анализирует политолог Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку».

Намеченный на будущую неделю визит в Москву президента Ирана Хасана Роухани станет одним из событий, которые окажут долгосрочное воздействие как на ситуацию сразу в нескольких соседних регионах, включая Закавказье, так и на мировую повестку в целом. Формирующая в мире широкая антииранская коалиция, в которой ключевую роль играют США, Саудовская Аравия, Турция и Израиль, становится критическим испытанием и для треугольника Москва-Тегеран-Баку, все громче заявляющего о себе как о новой реальности на пространстве большой Евразии.

Напомним, что менее чем за месяц до предстоящего визита в Москву Хасана Роухани свой визит в Тегеран нанес президент Азербайджана Ильхам Алиев. Лидеры двух стран рассмотрели вопросы трехстороннего взаимодействия в формате Иран - Азербайджан - Россия и подтвердили близость позиции Тегерана и Баку по региональным проблемам. Казалось бы, освободившийся от санкций и переставший восприниматься как страна-изгой Иран уверенно возвращается в мировое сообщество – и вот они, все более зримые, реальные плоды этого процесса.

Однако никто, включая президентов Алиева и Роухани, наверное, не мог предположить, что погода вокруг Ирана начнет стремительно портиться. И буквально за считаные недели испортится настолько, что поставит ведущие мировые и региональные державы перед жестким выбором, требующим определить свое отношение к попыткам реанимировать старую идею о том, что главным фактором дестабилизации на Ближнем Востоке и далеко за его пределами остается Иран. Иран, продолжающий поддержку радикальных исламских движений и, якобы, способный исподтишка создавать проблемы своим соседям, пытаясь везде найти свои группы влияния.

Напомню, о чем идет речь. В первой половине марта с визитом в Москве побывал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. В ходе переговоров с Владимиром Путиным израильский премьер попытался сделать акцент на деструктивной, по его мнению, роли Тегерана в Сирии. По версии Биньямина Нетаньяху, цель Тегерана - использовать Сирию как стратегический плацдарм на Ближнем Востоке, разместив в ней свои сухопутные силы и военно-морской контингент.

Визит в Москву Биньямина Нетаньяху, имеющего и тесные отношения с Ильхамом Алиевым, стал частью более широких международных усилий, призванных вовлечь Россию в новую антииранскую коалицию с участием США, Израиля, монархий Персидского залива и Турции. Ряд наблюдателей тогда обратили внимание на то, что заявления израильской стороны о деструктивных действиях Ирана, наносящих удар по безопасности на Ближнем Востоке, удивительно напоминают высказывания руководства Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива.

Таким образом, сложилась весьма пикантная ситуация: несмотря на отсутствие дипотношений между Израилем и персидскими монархиями, произошло их сближение перед лицом того, что стали называть «общей иранской угрозой».

Вскоре после этого - в середине марта - заместитель наследника саудовского престола, министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммад бен Салман нанес визит в Вашингтон, став первым ближневосточным политиком, встретившимся с Дональдом Трампом в Белом доме. Главной идеей на переговорах была все та же «иранская угроза». Преодолеть взаимное отчуждение последних лет США и Саудовскую Аравию вынуждает совпадение их главной внешнеполитической цели. Эта цель – сдерживание растущего военно-политического и экономического влияния Тегерана на Ближнем Востоке и в соседних регионах.

И, наконец, пытается не отстать от членов новой антииранской коалиции и Турция - еще один близкий партнер России и Азербайджана. Позиции Анкары и Тегерана расходятся все дальше, напряженность в их отношениях нарастает.

В этой ситуации российскому и азербайджанскому руководству на разных международных площадках будут продолжать внушать мысль о том, что их продолжающееся сотрудничество с Тегераном чревато серьезными геополитическими рисками. Будут упорно доказывать, что почти союзнические отношения с Тегераном наносят удар по интересам сразу нескольких ключевых игроков на Ближнем Востоке и могут в итоге обернуться против самих России и Азербайджана.

Но если в геополитических шахматах Иран превращается в фигуру под боем, есть ли будущее у треугольника Москва-Тегеран-Баку?

Несмотря на всю серьезность ситуации вокруг Ирана, ее не следует драматизировать. Тесные отношения с Израилем и Турцией и надежды на сотрудничество с администрацией Дональда Трампа отнюдь не мешают России и Азербайджану как самостоятельным международным игрокам смотреть на Иран несколько иными глазами. В Москве и Баку не намерены демонизировать Тегеран и играть в антииранские игры в угоду меняющейся на глазах внешнеполитической конъюнктуре.

Что касается Ирана и Азербайджана, то их, помимо всего прочего, объединяет позиционирование себя как ведущих региональных держав. Влиятельных и ответственных держав, остающихся не частью проблем, а частью их решения.

Таким образом, треугольник Москва-Тегеран-Баку – это устойчивая конструкция, которую не опрокинет надвигающийся на Иран шторм. Люди в отношениях между собой часто произносят: «Своих не бросаем». В отношениях между государствами все несколько сложнее. Здесь у каждого свои интересы. Однако в национальных интересах России и Азербайджана – быть вместе с Ираном, поэтому они Иран и не бросят.

В свою очередь, остающийся важным игроком, а не зажатым в угол изгоем Иран, как представляется, сможет оказывать позитивное воздействие на решение региональных проблем, в том числе, на конфликт в Нагорном Карабахе. Напомню, что в ходе своего недавнего визита в Тегеран президент Алиев поблагодарил Хасана Роухани за его принципиальную позицию, состоящую в том, что конфликт должен решаться на основе территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, исходя из принципов международного права.

Демонстрируя аналогичное уважение суверенитету Ирана, Азербайджан дает понять, что говорит с ним на одном языке. На этом же языке говорит с партнерами и Россия.

В общем, треугольнику Москва-Тегеран-Баку по-прежнему быть. Более того, в новых непростых условиях этот треугольник приобретает еще большую ценность для региона и всего мира.