AZN = 40.69 RUB
USD = 69.03 RUB
EUR = 80.36 RUB
BRENT = 77.07 USD
Новости дня

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Невыученный урок Ходжалы (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Невыученный урок Ходжалы (видео)

27.02.2018 10:53

Об очередной годовщине Ходжалинской трагедии на фоне преступлений против человечности, совершенных в других частях мира, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

В последние дни февраля в Баку и Москве поминают жертв Ходжалинской трагедии – одного из самых трагических, самых страшных событий, произошедших на постсоветском пространстве после распада СССР. Старательно создававший десятилетиями миф о братской семьей советских народов, рухнул в одночасье, утонул в крови ходжалинской резни, главными жертвами которой стали далекие от политики старики, женщины, дети.

Спустя более четверти века вокруг той резни, возникшей в ходе штурма армянскими вооруженными формированиями населенного преимущественно азербайджанцами города Ходжалы -- второго после Шуши населенного пункта Нагорного Карабаха, не утихают споры. О Ходжале написана уйма книг и статей, сняты фильмы, есть немало документов и живых свидетелей тех событий. Правозащитный центр «Мемориал», который провел свое расследование, пришел к выводу, что в ходе штурма Ходжалы по отношению к мирным жителям были грубо нарушены Женевская конвенция, а также Всеобщая декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 году, на заре существования Организации Объединенных Наций.

Есть и свидетельства находящейся над схваткой международной правозащитной организации Human Rights Watch, которую уж точно не заподозришь в симпатии к одной из сторон.

Тем не менее, стена непонимания по Ходжале остается столь же толстой, глухой и непробиваемой. В Баку и Ереване по-прежнему трактуют те события по-разному. По-прежнему вкладывают в них свой смысл. Те, кто пытается обосновать наступление армянских формирований и примкнувших к ним военнослужащих 366-го полка Объединенных сил СНГ, пускаются в рассуждения о том, что в Ходжале действовал принцип военного времени - «на войне как на войне» и «война все спишет». Кроме того, время ведь тогда было смутное – первые годы после распада Союза, а в мутной воде всегда найдутся желающие половить рыбку.

Когда звучат подобные объяснения, то получается, что трагедия Ходжалы была предопределена заранее, была чуть ли не неизбежной. Но так ли это? И в чем состоят главные уроки Ходжалы – ее невыученные уроки?

Единственное, чего не отрицает ни одна из сторон, так это фактов массовой гибели в Ходжале мирных азербайджанских жителей. Отрицать очевидное -- не имеет смысла.

Вот фрагмент из свидетельства российского телерепортера Юрия Романова, первым побывавшего на месте трагедии: «Я выглядываю в круглое окошко вертолета и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка. Глаз вырывает из месива тел две фигурки — бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Ошеломленный, я даже не сразу вспоминаю о камере».

Это очень подробное скрупулезное описание случившегося, изобилующее шокирующими деталями, не оставляет никаких сомнений: есть все основания поставить трагедию Ходжалы в один ряд с трагедией Сребреницы и другими преступлениями, совершенными примерно в то же время на Балканах, где в начале 90-х годов рушился еще один миф. Миф о «счастливой семье народов» бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия Иосифа Броз Тито.

А еще, то что произошло в Ходжале напоминает массовые казни в Руанде, Камбодже и других местах, где после Второй мировой войны совершались геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Именно эти преступления и привели к созданию нескольких Международных трибуналов и Международного уголовного суда.

О том, что после Нюрнбергского процесса над группой нацистских военных преступников в мире скопилось слишком много так и не нашедшего наказания зла, творцы которого разгуливают на свободе и зачастую остаются сильными мира сего, говорят давно. По данным ООН, за послевоенные годы на земле произошло 250 вооруженных конфликтов, в которых погибли 86 миллионов человек. Свыше 170 миллионов были ранены, ущемлены в своих правах и свободах, лишились имущества, стали беженцами.

Если за убийство одного человека сегодня можно надолго угодить за решетку, то какой-нибудь высокопоставленный любитель поиграть в войнушку, устроить акцию возмездия против женщин и детей или что-то в этом роде нередко уходил от ответственности и даже возглавлял государства.

Еще менее десятилетия назад в ответ на вопрос, сколько времени потребуется на создание международного механизма борьбы с преступлениями против человечности, даже самые искушенные политики, дипломаты и юристы лишь неопределенно пожали бы плечами. Однако в 1993 году был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), а спустя год -- аналогичный трибунал по Руанде.

Тогда показалось, что лед тронулся, и идея «юстиции без границ» перестает быть абстракцией. Однако для того, чтобы эпоха безнаказанности в современном мире уступила место новой эпохе, в которой восторжествуют закон и справедливость, в мире не должно остаться забытых трагедий. Трагедий, которые юстиция без границ будет молчаливо обходить стороной в силу некой политической конъюнктуры, в силу существования могущественных международных лобби, неповоротливости механизма принятия решений и массы других причин.

Те, кто в последние полвека развязывал войны и конфликты, совершал акты геноцида и этнические чистки, те кто в массовом порядке нарушал права человека должны понести заслуженное наказание. В этом и есть главный невыученный урок Ходжалы и других трагедий современного мира, которые самое время вспомнить сегодня.