О том, как экономическая интеграция в Закавказье может повлиять на перспективы урегулирования карабахского конфликта, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Представление о том, что «экономика есть концентрированное выражение политики», давным-давно сформулированное вождем мирового пролетариата, через сто лет после русской революции наполняется новым смыслом. Неожиданным подтверждением этого служат последние события в закавказском регионе, где экономическая интеграция с участием Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Турции перестает быть бесплотным призраком. Весьма символично, что именно в этот момент, под занавес года, происходит резкий всплеск дипломатической активности вокруг Нагорного Карабаха.
Собирающийся 13 ноября с визитом в Россию президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, до этого принявший участие в торжественной церемонии открытия железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, заявил о намерении объединить свои усилия с российским президентом Владимиром Путиным для скорейшего решения карабахской проблемы. В свою очередь, российская сторона подтвердила готовность провести у себя до конца этого года новую встречу глав МИД Азербайджана и Армении.
Москва посылает четкий сигнал о том, что в условиях набирающей темп экономической интеграции в регионе не только президент Эрдоган, но и президент Путин решительно настроен на поиск политического урегулирования в Карабахе.
Теперь обо всем по порядку.
Состоявшаяся в Баку торжественная церемония ввода в эксплуатацию железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс протяженностью 850 километров, из которых более 500 километров проходит по территории Азербайджана, напомнила о том, что государства сразу нескольких регионов, включая Закавказье, Центральную Азию и Средний Восток, получили новый объединяющий их проект, от реализации которого выиграют все его участники. На церемонии запуска магистрали, где помимо президентов Алиева и Эрдогана собрались премьер-министры Грузии, Казахстана и Узбекистана, никто не говорил о конфликтах национальных интересов, разногласиях и трениях.
Все только и говорили об общей выгоде и открывающихся огромных возможностях для торговли и инвестиций, учитывая, что новая железнодорожная ветка позволит заметно сократить путь доставки грузов из Китая в Европу. Поэтому ее и называют важнейшей частью «Нового Шелкового пути».
Сидящие рядом в одном поезде как два пассажира Реджеп Эрдоган и Ильхам Алиев самим своим видом показывали, что на этом интеграционном маршруте им по пути. Как в переносном, так и в прямом смысле. И именно Азербайджан и Турция стали двумя ключевыми игроками, чьи усилия и ресурсы в конечном итоге позволили довести реализацию проекта до логического конца.
Наблюдатели отмечают, что дорога Баку-Тбилиси-Карс также позволит поставлять в Турцию сжиженный газ из стран Каспийского региона и нефтепродукты из Азербайджана и Туркменистана. В общем, мы видим, как экономика настойчиво диктует региональные правила игры, все более активно определяет межгосударственную политику как ее концентрированное выражение.
Запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс не остался незамеченным и в соседней Армении, в свое время оставшейся в стороне от этого проекта, но сегодня, судя по последним заявлениям из Еревана, присматривающейся к его возможностям.
«Будем ли мы пользоваться услугами железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, зависит от предложения. Армянские бизнесмены воспользуются услугами железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, если это будет им выгодно», -- сообщил премьер-министр страны Карен Карапетян. Судя по всему, это заявление можно считать проявлением осторожного интереса со стороны Еревана, однако из него трудно понять, на каких условиях все-таки Армения может стать одним из «пассажиров» экспресса, стартовавшего из Баку. В свою очередь, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров четко дал понять, что разорвать экономику и политику не удастся: путь к предполагаемому включению Еревана в интеграционную схему непременно должен лежать через карабахское урегулирование. Министр Мамедъяров сформулировал позицию Баку так: «Если Армения хочет использовать железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, в том числе, с целью отправки по ней грузов, то сначала необходимо будет урегулировать нагорно-карабахский конфликт».
Напомним, что изначально Ереван занял по отношению к этому проекту скептически-выжидательную позицию, которую можно определить как «экономическое неприсоединение». У истоков этой политики стоял второй президент Армении Роберт Кочарян, который в начале 2000-х годов, то есть, еще полтора десятилетия назад, выразил мнение о том, что проект дороги Баку-Тбилиси-Карс – это, якобы, бесперспективный и неподъемный прожект, реализация которого никогда не начнется.
Аналогичной политики экономического неприсоединения Ереван придерживался в отношении нефтепровода Баку-Джейхан, который в итоге обошел Армению стороной.
Однако сегодня становится все более очевидным, что такая позиция оставляет Ереван в гордом одиночестве или фактически в изоляции, в то время как Баку получил новые крупные козыри для политического торга по Карабаху. Одно дело, когда железная дорога Баку-Тбилиси-Карс выглядела мертворожденным проектом, пустой затеей. И совсем другое дело, когда сегодня она заработала и бизнесмены начали считать не виртуальные, а реальные деньги. Подход по известному принципу «Торг здесь не уместен» в определенный момент может оказаться бесперспективным и противоречащим прагматизму, да и просто здравому смыслу.
В то время как призрак экономической интеграции в Закавказье воплотился в реальность железнодорожных путей, контейнеров и труб нефтепроводов, карабахское урегулирование все еще остается призраком. Но экономика, как концентрированное выражение политики, диктует свое, и вполне возможно, сдвинет ситуацию с мертвой точки.