AZN = 38.91 RUB
USD = 66.01 RUB
EUR = 75.32 RUB
BRENT = 62.33 USD

Реплика Сергея Строканя: Армянский вызов ОДКБ

Реплика Сергея Строканя: Армянский вызов ОДКБ

"Москва-Баку"
12.11.2018 10:43

О новых поворотах в отношениях Еревана с Организацией Договора о коллективной безопасности после саммита ОДКБ в Астане размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданная более четверти века назад и объединившая шесть бывших советских республик – Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию Таджикистан и Россию для укрепления региональной и международной безопасности, переживает самый драматичный момент в своей истории. Прошедший на этой неделе в Астане саммит ОДКБ, в котором вместе со своими коллегами приняли участие президент России Владимир Путин и исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян, оказался совсем не похож на все предыдущие встречи лидеров этой организации. Возникшая для отражения внешних угроз, ОДКБ неожиданно для себя самой столкнулась уже не с внешним вызовом, а с немыслимой ранее проблемой единства своих рядов, возникшей в связи со сложной ситуацией в Армении.

Главной причиной стал досрочный уход с поста генсека ОДКБ представителя Армении Юрия Хачатурова, официально освобожденного от должности 2 ноября и следившего за последним саммитом в Астане уже из Еревана, где он проходит обвиняемым по делу о разгоне протестов 2008 года.

Вопрос о том, кто же займет оставшееся вакантным кресло главы ОДКБ и составлял главную интригу саммита в Астане, однако в итоге так и остался нерешенным.

Как сообщил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, окончательное решение будет принято 6 декабря, когда лидеры стран-членов ОДКБ соберутся уже Санкт-Петербурге.

Несмотря на попытки армянской стороны добиться в Астане утверждения в этой должности своего представителя, учитывая, что Юрий Хачатуров ушел со своего поста досрочно, другие члены организации прямо дали понять, что у них на этот счет есть другие, альтернативные предложения. Их логика состояла в том, что в Ереване сами невольно поспособствовали тому, чтобы пост главы ОДКБ перешел к представителю другой республики.

Помощник российского президента Юрий Ушаков накануне саммита в Астане, проходившего за закрытыми дверями, сформулировал дилемму так: «Тут просматриваются три возможных варианта: или временное исполнение обязанностей генсека до мая 2020 года заместителем генерального секретаря, то есть Валерием Семериковым. Второй вариант -- избрание белорусского представителя на этот пост, поскольку после Армении по алфавиту идет Белоруссия. И третий вариант, на котором настаивает армянская сторона, -- это избрание до мая 2020 года, на этот период, опять-таки армянского представителя».

Обращает на себя внимание, что в списке возможных сценариев, предложенных Юрием Ушаковым, вариант сохранения этого поста за Ереваном оказался, третьим, последним.

При этом помощник российского президента особо отметил, что этого назначения хочет именно Ереван. Накануне саммита региональные СМИ писали о «непреклонной позиции» Никола Пашиняна, а дипломатические источники в Ереване, сообщали, что Армения выдвинет на этот пост бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна. И об этом, якобы, Никол Пашинян уже сообщил Владимиру Путину.

Напомним, что предполагаемый кандидат на кресло генсека ОДКБ в июле 2002 года указом тогдашнего президента Армении Роберта Кочаряна был лишен звания генерал-лейтенанта с формулировкой: «В связи с дискредитацией воинского звания и чести высшего офицерского состава».

Можно ли было себе представить, что после истории с Юрием Хачатуровым члены ОДКБ быстро доверят штурвал организации отставному армянскому военному, за которым в самом Ереване к тому же тянется 15-летний шлейф внутриполитического скандала? Вряд ли. Накануне саммита в Астане дипломатические источники расценивали шансы Арутюняна как «минимальные».

Зато фаворитом в борьбе за кресло генсека ОБСЕ стали называть представителя Белоруссии, государственного секретаря Совбеза этой страны, генерал-лейтенанта Станислава Зася, который с золотой медалью окончил Военную академию российского Генштаба в Москве. Начинал же свою военную карьеру Станислав Зась в Азербайджане, с отличием окончив Бакинское высшее общевойсковое командное училище.

Одним из последствий отставки Юрия Хачатурова, заставшей членов ОДКБ врасплох, стала вспыхнувшая дискуссия о самом принципе и критериях назначения руководителей организации в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

Спор шел о том, должна ли это быть алфавитная ротация, когда в случае досрочного прекращения полномочий генсека ОДКБ эта должность переходит представителю следующей страны по алфавиту, либо пост генсека должен все же остаться за тем государством, назначенец которого ушел до истечения своего трехлетнего мандата. Либо главу ОДКБ государства-члены должны будут утверждать консенсусом.

Как бы то ни было, учитывая нынешнюю ситуацию в Армении, было трудно представить, что на саммите в Астане члены ОДКБ, как ни в чем не бывало, обойдут стороной скандал с Юрием Хачатуровым и оставят его пост за другим представителем Армении: Вагаршаком Арутюняном или кем-то еще.

Дело не только в конкретной должности, получения которой Армения в свое время столь упорно добивалась при предыдущем лидере страны Серже Саргсяне. В то время как другие члены Организации, похоже, не были до конца уверены, что главой ОДКБ, отвечающей за коллективную безопасность, должен быть представитель страны, имеющей неурегулированный спор. В данном случае, нагорно-карабахский конфликт с Азербайджаном.

Скандал с Юрием Хачатуровым стал не единственным неприятным сюрпризом, в последние месяцы преподнесенным ОДКБ Арменией. Вскоре после прихода к власти в Ереване в мае этого года Никол Пашинян заявил, что Армения будет добиваться уточнения обязательств государств-членов этой организации, дав понять, что в ее нынешнем виде ОДКБ недостаточно эффективна.

Однако как понимают эту эффективность в Ереване?

Догадаться несложно. Свое первое громкое заявление о необходимости разобраться в вопросе об обязательства членов ОДКБ Никол Пашинян сделал еще в июле, комментируя сделку по продаже Азербайджану белорусского оружия.

В частности, речь шла о реактивной системе залпового огня «Полонез», предназначенной для высокоточного поражения живой силы, небронированной и бронированной военной техники противника и других объектов на расстоянии до 200 километров.

По словам Никола Пашиняна, тогда он выразил свое отношение к этой поставке в разговоре с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Что ответил на этой белорусский лидер, Пашинян так и не сказал. «Этот разговор продолжится, он останется в нашей повестке, мы будем к нему возвращаться по всем удобным поводам», -- предупредил он. Не секрет, что в Армении недовольны и поставками оружия Азербайджану, осуществляемыми другим членом ОДКБ – Россией.

И вот теперь новый армянский лидер предлагает коллегам по ОДКБ пересмотреть или как минимум уточнить правила игры, обозначить «красные линии» и границы дозволенного.

С одной стороны, Ереван выражает свое недовольство и разочарование ситуацией в ОДКБ. С другой стороны, это не мешает ему продолжать пользоваться теми преимуществами, которые дает Армении членство в этой организации. В частности, возможностью получать российское оружие на льготных, а не на рыночных условиях, как Азербайджан - со скидками или по кредитам. Еще одной горячей новостью последнего времени стало обсуждение вопроса о возможности покупки Арменией американского оружия, о которой заговорили после недавнего визита в регион советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Другие члены ОДКБ, позиционирующего себя как «евразийский ответ НАТО», такую возможность для себя даже не рассматривают.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод о том, что вольно или невольно создавая нежелательную турбулентность внутри ОДКБ то скандалом вокруг генсека, то растущими требованиями по вопросам военно-технического сотрудничества, то начинающейся новой игрой на площадке НАТО, Армения рискует фактически превратиться для других членов ОДКБ в ее «слабое звено». Пытаясь построить других путем дискуссии о правах и обязанностях внутри ОДКБ, Армения не замечает, что сама начинает идти не в ногу. Рубит с плеча, забыв старое правило: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Таким образом, Армения своими неловкими действиями не только вредит собственной репутации, но и подрывает усилия России и других государств СНГ по созданию механизмов коллективной безопасности на постсоветским пространстве.