AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB
Новости дня

A
Реплика Сергея Строканя: Каспий для своих и для всех

Перспективы развития каспийского региона после пятого саммита лидеров России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении в казахстанском Актау анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку".

Саммит лидеров пяти прикаспийских государств – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении, намеченный на 12 августа в казахстанском Актау, имеет все шансы стать для его участников «событием года». После более чем 20-летнего переговорного процесса «большая пятерка» Каспия заработала твердую «пятерку» по дипломатии, договорившись о статусе крупнейшего в мире замкнутого водоема, по сути, являющегося полноценным морем. Ставшая итогом многочисленных переговорных раундов Конвенция о правовом статусе Каспийского моря превратит этот уникальный природный ресурс в зону безопасности и сотрудничества. Это должно создать все условия для совместного, и что особенно важно, бесконфликтного освоения Каспия, по ряду оценок, способного стать альтернативой Персидскому заливу.

Сегодня, когда страсти вокруг статуса Каспия улеглись, и прибрежные государства наконец-то нашли оптимальный баланс национальных и общих интересов, самое время вспомнить, что делить Каспий было не легче, чем резать ножницами воду.

Фактически, это была уникальная по сложности задача.

Во-первых, потому что стартовые позиции пяти стран-участниц переговоров по объективным причинам изначально были разными. Москва и Тегеран, являющиеся двумя правопреемникам советско-иранских договоренностей по Каспию и чувствовавшие себя каспийскими «старожилами», делали главный упор на необходимости совместного освоения ресурсов моря.

В свою очередь, для Азербайджана, Казахстана и Туркмении – трех новых независимых государств, возникших после распада СССР и не участвовавших в договоренностях советской эпохи, беспрепятственный доступ к ресурсам Каспия приобретал принципиально важное значение, прежде всего, для обеспечения своего новообретенного суверенитета и субъектности на международной арене.

Во-вторых, вести переговоры было непросто еще и в связи с уникальностью самого Каспия как крупнейшего в мире закрытого водоема, формально являющегося огромным озером, а по сути – настоящим морем. Как оказалось, к этому единственному в мире подобному озеру-морю нельзя было применить стандартные принципы и механизмы, содержащиеся в Конвенции ООН по морскому праву. Поэтому в ходе переговоров «большой пятерке» предстояло выработать свои уникальные принципы раздела Каспийского моря, не копирующие существующие документы ООН.

В-третьих, необходимо было договориться о принципах безопасности, без которых любое освоение богатых энергетических и биоресурсов Каспия, а также использование его транспортных маршрутов, грозило превратиться в опасное перетягивание каната, а то и в борьбу без правил.

Лучшим примером того, что происходит, когда морские ресурсы есть, а правовой базы их освоения нет, но при этом есть немалые амбиции и острая конкуренция между целой группой государств, может служить ситуация в Восточно-Китайском море. Не секрет, что сегодня здесь постоянно идет игра мускулами на фоне громких политических заявлений и взаимных угроз. Как и в Персидском заливе и во многих других местах.

Однако прикаспийские государства сумели счастливым образом избежать конфликтов на море, возникающих там, где есть что делить. Важный импульс забуксовавшим в определенный момент переговорам придал саммит лидеров пяти прикаспийских государств, прошедший в 2010 году в Баку. В азербайджанской столице удалось согласовать базовые условия сотрудничества в сфере безопасности и договориться о совместных механизмах борьбы с преступностью, наркотрафиком, браконьерством.

После той встречи в Баку переговоры по Каспию вышли на финишную прямую.

Примечательно, что накануне нынешнего, пятого по счету каспийского саммита в казахстанском Актау, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров обратил особое внимание на то, что государства региона договорились внести в конвенцию о статусе Каспия положение о том, что в его водах не будет вооруженных сил неприбрежных государств. «Неприсутствие на Каспии вооруженных сил неприбрежных стран является одним из согласованных пунктов. В целом же документ провозглашает, что Каспий является зоной мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества», - подчеркнул Эльмар Мамедъяров.

Обращает на себя внимание, что в одобренном российским правительством в конце июня и подписанном президентом Путиным проекте Конвенции о правовом статусе Каспия также содержится отдельный пункт о неприсутствии на Каспии внерегиональных вооруженных сил.

Таким образом, как видим, Москва и Баку демонстрируют по этому принципиально важному вопросу полное понимание.

Помимо установления общих правил игры в вопросах безопасности, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря расставляет точки над I в еще одном принципиально важном и по своему деликатном вопросе -- о реализации на Каспии масштабных энергетических и инфраструктурных проектов.

В подготовленном к подписанию в Актау документе черным по белому сказано, что прикаспийские государства могут прокладывать трубопроводы по морскому дну.

Делать это будет весьма просто: потребуется согласование лишь той стороны, через сектор которой планируется проложить «большую трубу». Других соседей по Каспию достаточно будет лишь проинформировать о маршруте прокладки трубопровода .

В практическом плане это уже сегодня создает необходимую правовую базу для строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан.

Напомним, что это проект обсуждается еще с середины 90-х годов прошлого века. Ключевая идея состоит в том, чтобы, соединив газотранспортные системы двух стран – Туркмении и Азербайджана, поставлять туркменский газ транзитом через Турцию в Европу. Этот план всегда пользовался активной поддержкой США, а также Еврокомиссии, заинтересованной в том, чтобы вместе с российским газом в Европу пришел и туркменский.

Главным препятствием для реализации проекта Транскаспийского газопровода на протяжении последних двух десятилетий был неурегулированный статус Каспия. Однако после саммита в Актау и подписания Конвенции о правовом статусе Каспия это препятствие будет устранено.

Москва и Баку исходят из общего понимания того, что после саммита в казахстанском Актау Каспий должен стать по-настоящему динамично развивающимся и при этом безопасным регионом. Регионом, который объединяет государства и народы, не ограничивая, а расширяя их возможности, и обеспечивая каждой из прикаспийских стран оптимальные условия для собственного развития. Достижение этой цели становится возможным во многом благодаря усилиям, прежде всего, Азербайджана, который предложил компромиссное и вместе с тем выгодное всем решение – совместное освоение спорных месторождений.

Такой подход отвечает универсальным принципам международной дипломатии, к сожалению, соблюдаемым в мире далеко не везде, но при этом не теряющим свое значение.