AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

России не избежать дипломатической битвы за Босфор и Дарданеллы

Юлия Рысёва, "Москва-Баку"
04.12.2015 01:29


После инцидента с российским самолётом Су-24, сбитым ВВС Турции над Сирией, Россия приняла ряд политических и экономических положений, устанавливающих новые отношения между двумя странами. В то время как меры, принимаемые РФ, направлены на обеспечение безопасности своих граждан и закреплены на законодательном уровне, ответные действия Турции больше напоминают мелкое хулиганство. Так, СМИ активно обсуждают новую тему в российско-турецких отношениях, и то, что ограничивая проход судов РФ через Босфор, Турция нарушает международное право. Об этом пишет RT. 

Ряд СМИ поддержал информационную волну и в течении дня сообщали о препятствиях, которые якобы чинит Турция российским кораблям при их прохождении через пролив Босфор, разделяющий Стамбул на две части. Однако в скором времени выяснилось, что информация является «уткой»: это, однако, не помешало ей распространяться по Сети.

Также СМИ сообщили, что береговая охрана Турции приступила к учениям в Мраморном море, которое связано проливом Босфор с Чёрным морем и Дарданеллами с Эгейским морем. Оба пролива являются необходимыми путями доставки материалов и техники для проведения операции против террористической организации «Исламское государство» в Сирии. К тому же пресса настойчиво весь день писала о том, что российские торговые и грузовые суда вынуждены по несколько часов ожидать разрешения на проход через Босфор от властей Турции.

Напомним, что статус проливов был установлен на конференции в швейцарском Монтрё в 1936 году. Конвенция давала государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах. Согласно конвенции, Турция имеет право закрывать проливы для прохода военных судов только в случае официального объявления войны.

«Турция не сможет закрыть черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтрё в частности, а ведь её подписало большинство государств мира на тот период времени», — приводит РИА Новости комментарий бывшего начальника Главного штаба ВМФ РФ Виктора Кравченко.

В статье 2 Конвенции Монтрё устанавливается право свободного прохода торговых судов через оба пролива в мирное и военное время. Согласно статье 6, Турция может ограничить право свободного прохода, обязав иностранные суда осуществлять вход в проливы исключительно в дневное время суток. Проход через Босфор и Дарданеллы должен осуществляться по курсу, который установят турецкие навигаторы.

«Ключи» от черноморских проливов, их правовой режим регулируется правовой Конвенцией Монтрё 1936 года о режиме черноморских проливов. Смысл этой конвенции заключается в том, что Турция не может по своему усмотрению взять и закрыть проливы, поскольку конвенция чётко и недвусмысленно предусматривает такую возможность только в том случае, если Турция является воюющей стороной по отношению к флагу государств, которые намерены пройти через черноморские проливы», — сообщил РИА Новости руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк.

Однако в тексте Конвенции Монтрё не содержится конкретного определения условий, образующих непосредственную военную опасность. Её предлагается определять по ситуации.

В 1994 году Турция приняла так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот документ, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.

Турция проигнорировала опасения, что этот регламент противоречит положениям Конвенции Монтрё и нарушает права других государств на судоходство в зоне проливов.

НАТО (членом которого является Турция) поспешило выступить с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов в связи с растущим напряжением в отношениях с Россией.

«Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство в проливах. В течение десятилетий Турция очень серьёзно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится», — приводит РБК слова постпреда США при НАТО Дугласа Льюта.

Несмотря на позицию альянса, ни турецкая дипмиссия в РФ, ни Министерство иностранных дел Турции не стали комментировать возможное изменение режима прохода российских кораблей через Босфор и Дарданеллы.

28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «апокалиптическим сценарием» возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Дополним, отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими истребителями F-16. Самолёт упал на севере Сирии у границы с Турцией. Командир экипажа Олег Пешков погиб, штурман Константин Мурахтин был спасён поисково-спасательной группой российской пехоты при огневой поддержке сирийского спецназа. В ходе спасательной операции погиб морпех Александр Позынич.

28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении ограничительных мер в отношении Турции.