AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Абсурдные заявления Фийона и Ле Пен говорят о том, что Европа хочет продолжения конфликта на Кавказе

Абсурдные заявления Фийона и Ле Пен говорят о том, что Европа хочет продолжения конфликта на Кавказе

Анна Усанова    "Москва-Баку"
21.04.2017 07:51

/upload/iblock/e91/e914523f649a518ff8afedb2f59d0721.jpeg

Президентская кампания во Франции приближается к финишу. Выборы главы страны пройдут – 23 апреля. Кандидаты в президенты на последнем отрезке предвыборного пути стремятся обеспечить себе как можно больше голосов избирателей. В политике все средства хороши, и французские кандидаты не чужды провокаций.

Вчера Азербайджан, известный своей дружественной политикой по отношению к Пятой Республике (в Баку благодаря первому вице-президенту Азербайджана действует Французский лицей, Французско-азербайджанский университет, Французский культурный центр и, в целом, межгосударственные связи находятся на весьма высоком уровне) был неприятно удивлен заявлениями кандидатов в президенты Франции по вопросу нагорно-карабахского урегулирования. Причем, удивлен дважды.

Сначала отличился кандидат от партии «Республиканцы» Франсуа Фийон, который заявил, что «в апреле 2016 года в условиях безразличия со стороны мировой общественности Азербайджан попытался отобрать Карабах (у Армении – прим. ред.) силой», а в целом «нагорно-карабахский конфликт возник после того, как Сталин фактически отнял Карабах у Армении и присоединил к Азербайджану». И это при том, что Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, в задачи которой входит поиск путей разрешения нагорно-карабахского конфликта и посредничество между сторонами конфликта.

На этом история провокационных заявлений во Франции в отношении Азербайджана не закончилась. Другой кандидат в президенты от «Национального фронта» Марин Ле Пен позволила себе не менее провокационное высказывание. В интервью Nouvelles d’Armenie Ле Пен заявила, что «более приемлемым вариантом (для разрешения нагорно-карабахского конфликта – прим. ред.), чем независимость (для Нагорного Карабаха – прим. ред.), стало бы согласие между Арменией и Азербайджаном, которое позволило бы воссоединить Нагорный Карабах с Арменией. На Ближнем Востоке Франции следует восстановить свою лидирующую роль как защитника христиан».

Естественно, в Азербайджане посчитали такие высказывания со стороны кандидатов в президенты Франции неприемлемыми. Эксперты даже стали поговаривать о том, что Азербайджану стоило бы показать Франции свое место и, к примеру, перестать сотрудничать с нефтехимическим концерном Total, и усилить сотрудничество с Великобританией и Германией.

Портал «Москва-Баку» узнал у российских экспертов, как воспринимать подобные высказывания кандидатов в президенты Франции.

82918135-680591.jpg

По мнению политолога Сергея Маркова, к такого рода заявлениям во Франции стоит отнестись спокойно. «Для всех очевидно, что Ле Пен и Фийон в последние дни перед днем «икс» пытаются заполучить большее число избирателей и делают это за счет достаточно могущественной, влиятельной во Франции, обладающей деньгами, держащей под контролем СМИ и т.д. армянской диаспоры».

Вместе с тем Марков заметил, что предвыборные заявления нынешних кандидатов - это ещё не гарантия того, что они будут реализованы, в случае их избрания.

С другой стороны, как отмечает эксперт, любой политик, стоящий во главе Франции, так или иначе вынужден брать в расчет огромную армянскую диаспору. «Именно поэтому позиция Франции всегда в том или ином смысле проармянская, ведь лидерам приходится учитывать этнический состав населения страны и влияние тех или иных диаспор. Такие заявления для французской избирательной кампании неизбежны», - констатирует Марков.

По мнению эксперта, похожая картина складывается и в США, где армянская диаспора также богата и влиятельна, в то время как в России ситуация более взвешенная, нейтральная в связи с тем, что и армянская, и азербайджанская диаспоры достаточно крупные.

Марков подчеркнул, что если бы не усиленная работа с Францией в области культурно-гуманитарного сотрудничества первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой, возможно, давление армянских структур во Франции было бы более сильным.

Отмечает эксперт и тот факт, что при Олланде Париж не блокировал Казанскую формулу по нагорно-карабахскому урегулированию, согласно которой Азербайджану должны быть переданы районы вокруг Нагорного Карабаха.

Азербайджану не стоит реагировать резко, поскольку это всего лишь предвыборная риторика, считает эксперт. «Относительно звучащих в последнее время заявлений о том, что французской компании Total следовало бы по-доброму убраться из Азербайджана, могу сказать следующее: французские компании, тот же концерн Total, участвуют в развитии азербайджанской экономики, нефтегазового сектора. Политика не должна определяться одним конфликтом. Франция – не просто страна с влиятельной армянской диаспорой, это мощное государство с точки зрения экономики, важный политический фактор на европейской арене. И официальный Баку сегодня проводит взвешенную политику в отношении Франции. Заявления Фийона и Ле Пен оставят определенный отпечаток, но привести к резкому ухудшению отношений между Азербайджаном и Францией не смогут. Это не в интересах Баку и Парижа. Здесь должна быть определенная умеренность, а она у Баку есть. И это разумно».

a90a41cdb78fd148c630630ad129574414751a4b.jpg

Лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев также отмечает, что Фийон и Ле Пен просто разыгрывают «армянскую карту». «И Ле Пен, и Фийон играют на настроении огромной армянской общины Франции. Это происходило всегда, происходит и сейчас. Мы наблюдаем заигрывание кандидатов с армянской диаспорой - иногда в мягкой, а порой и в радикальной форме. Их голоса, конечно, имеют огромное значение. При этом я не думаю, что Азербайджану стоит обращать внимание на столь жесткие политические высказывания. Как мы помним, Трамп демонстрировал несколько иную политическую повестку во время предвыборной кампании по сравнению с той, какую мы видим сейчас. Это политика. И заканчивается она после того, как в должность вступает соответствующий президент».

По мнению эксперта, сегодня Франция хотя и является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, не слишком влияет на процесс нагорно-карабахского урегулирования. «На сегодняшний день политика Парижа по нагорно-карабахскому урегулированию остается прежней – это максимальное дистанцирование от вопроса. У Франции достаточно своих проблем, и в первую очередь это проблемы миграционного кризиса, положения Франции внутри Евросоюза, а также самого Евросоюза внутри мировой геополитической карты. Поэтому говорить о важности для Парижа нагорно-карабахского конфликта не стоит».

Исаев отмечает, что «Минская группа, как и Женевские принципы, неэффективны, они просто не работают. Очевидно, что формат урегулирования должен быть пересмотрен. Предложения Франции о площадке, о чем говорил Олланд, а до него – Саркози, - лишь только попытка усилить значимость Франции во внешнеполитическом урегулировании».

Эксперт обращает внимание и на то, что на самом деле французским политикам абсолютно все равно, как будет развиваться нагорно-карабахское урегулирование, поскольку они по факту даже не знают, где географически находится Нагорный Карабах. «Ле Пен абсолютно все равно. Вряд ли она вообще представляет себе, где находится Нагорный Карабах. Также маловероятно, что Фийон знаком с историей передачи административных территорий внутри Советского Союза при Сталине. Уверен, что подобные вбросы сформированы их избирательными штабами, которые пытались найти формулу для работы с армянской диаспорой на территории Франции и не более того. А Фийон и Ле Пен просто выступили в качестве политических актеров, которые произнесли фразы о Карабахе, совершенно не задумываясь о том резонансе, который они могут вызвать непосредственно в конфликтующих государствах».

1410723151_maxim-shevchenko-big.jpg

В свою очередь журналист Максим Шевченко отреагировал на заявления французских кандидатов еще жестче. «Если Нагорный Карабах – исконно армянские территории, тогда Эльзас и Лотарингия – территории исконно немецкие. Что тут скажешь, если французские кандидаты «настолько глубокие люди». Я думаю, что Азербайджану стоило бы поднять эту тему».

Также на заявление Ле Пен о том, что «Франции следует восстановить свою лидирующую роль как защитника христиан», Шевченко заявил, что «Франция – секулярная республика, в которой запрещено ношение католического креста в школе. Потом разделение на христиан и мусульман - абсурдное и дикое непонимание того, как устроен мир. Вот взять Азербайджан. Это светское государство, на территории которого большая часть населения исповедует иcлам, но при этом в Азербайджане живет и немалое число христиан, абсолютно не испытывающих никакого угнетения по отношению к себе. Достаточно побывать в русских селах Азербайджана, чтобы это понять, например, в Ивановке, где живут молокане. Рекламу молочных продуктов из Ивановки можно увидеть по всему Баку. И азербайджанцы гордятся тем, что живут рядом с этими русскими христианами».

Вместе с тем Шевченко обратил внимание на то, что на фоне агрессивной риторики кандидатов в президенты Франции, Азербайджан благодаря первому вице-президенту страны Мехрибан Алиевой всегда плотно сотрудничал с этой страной. «Мехрибан Алиева – мудрая женщина, которая ведет широкую деятельность и в французском направлении в том числе. Она многое сделала для развития азербайджано-французских отношений».

По словам Шевченко, заявления Ле Пен и Фийона – «это дикие, варварские представления о том, как устроен мир». «Европейцы когда-то полагали, что в Африке живут люди с песьими головами, которые к тому же ходят на четырех ногах. Видимо, в сегодняшней Франции взгляд на мир примерно такой же. Я думаю, что у азербайджанцев по сравнению с нашими визави из Франции совершенно другое - глубокое, уходящее в старину политическое мироощущение. Азербайджанцы понимают, что мир разнообразен, что в нем есть как конфликты, так и общие точки соприкосновения и что никакие конфликты не вечны».

Эксперт отмечает, что, безусловно, слова французских кандидатов направлены на армянское лобби. «Это просто богатое, политически и финансово влиятельное лобби, и направляя такие месседжи, Фийон и Ле Пен хотят заручиться поддержкой их деньгами. И при этом им неважно, какую чушь они несут. Они понятия не имею о Газневидах, о государствах Кавказа, о Древней Албании. И историю армянского народа они совершенно не знают. Мир видят большими мазками своих сиюминутных интересов. Так как они являются политиками стран, начиненных до зубов вооружением, то их сиюминутные интересы обращаются трагедиями для всех остальных стран».

По мнению Шевченко, слова Фийона и Ле Пен отразятся и на отношениях Турции с ЕС. «Своими заявлениями они еще больше оттолкнут Турцию от Евросоюза. Думаю, что конфликт между Европой и Турцией будет только усиливаться. Не то, чтобы они вновь увидели османов под Веной, но подобные заявления европейско-турецкие отношения точно не улучшат. Интересно, что если посмотреть на историю, Франция всегда была союзником Турции. Французские короли всегда были главными партнерами османов в их конфликте с Габсбургами. Но, очевидно, интеллектуальные усилия, способности европейской политики настолько деградировали с тех пор, что они даже не понимают: союз с турками в борьбе против Брюсселя мог бы быть естественным курсом французской политики. Но французские кандидаты идут по другому пути - для них сейчас лишь бы денег перехватить, а дальше хоть трава не расти».

Максим Шевченко, также уверен, что Ле Пен никогда и не была в зоне нагорно-карабахского конфликта и наверняка, даже не читала о нем. «Она знает о нагорно-карабахском конфликте из уст армянских друзей-французов. Это весь ее источник информации. Заявления Фийона и Ле Пен говорят о том, что Европа хочет конфликта на Кавказе. Европейцы не будут заниматься мирным процессом в Карабахе. Мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта сможет добиться только союз России, Турции и Ирана. Это страны, заинтересованные в мире на Кавказе».