AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Российские эксперты об итогах встречи Путина и Эрдогана в Сочи

Российские эксперты об итогах встречи Путина и Эрдогана в Сочи

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.11.2017 01:10

/upload/iblock/756/75600a141cd533169d4ef63e28d67764.jpg

Переговоры президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи в понедельник продолжались порядка четырех часов. Это уже шестая встреча Путина и Эрдогана и третий визит президента Турции в Россию за этот год. Как отметил российский лидер, отношения двух стран практически полностью восстановились и встречи с турецкой стороной «проходят очень оперативно, незабюрокраченно, без всяких лишних квазидипломатичеких процедур и протокольных мероприятий». 

В центре внимания переговоров были Сирия, вопросы развития отношений в области энергетики – Эрдоган выразил надежду, что в ближайшее время лидеры заложат фундамент атомной электростанции «Аккую», заявил, что некоторые проблемные вопросы в поставках турецкой сельскохозяйственной продукции решены и турецкая сторона надеется на дальнейшее продвижение в этом вопросе.

Перед встречей Эрдоган дважды отметил, что на переговорах с российским коллегой намерен поднять тему нагорно-карабахского конфликта, однако на пресс-конференции по итогам встречи ни один из лидеров не заявил, что эта тема поднималась. "Были гораздо более сложные переговоры, которые, естественно, не подлежат раскрытию", - сказал Песков журналистам по итогам встречи.

Российские эксперты прокомментировали "Москва-Баку" итоги встречи российского и турецкого лидеров.

Политолог Павел Клачков:

IMG_5018.jpg-Встреча Путина и Эрдогана в Сочи – триумф российской и турецкой дипломатии. Мы видим беспрецедентное сближение двух стран, что говорит о торжестве здравого смысла и геополитической логике.

Конечно, еще есть подводные камни в отношениях двух стран, не во всем удается достичь согласия, в частности, в сирийском вопросе. Но главное, уже произошел прорыв в сотрудничестве в области экономики, в энергетике, и мы видим, что формируется достаточно крепкая ось Москва-Анкара. Во многом ее формирование связано с тем, что проходит череда личных контактов между президентами двух держав. Конечно, есть множество сил, которые пытаются вбить клин между Эрдоганом и Путиным. В частности, совсем недавно эту попытку мы наблюдали в Киеве, когда украинские власти во время визита президента Турции пытались всячески испортить наши отношения. Но я уверен, что такие попытки безуспешны. России необходимо и дальше идти вперед в направлении укрепления связей с Турцией. Возможно, со временем придется обсудить вопрос выхода Турции из НАТО. Как мне представляется, это один из приоритетов для России. А приоритет Турции – это сдерживание курдов, как в Сирии, так и в Ираке. Для Эрдогана курдский вопрос носит принципиальный характер. Стоит отметить, что в заявлениях по итогам сочинских переговоров Путина и Трампа по этому вопросу не было сказано ни слова, что наводит на мысль - эта тема была секретной частью переговоров.

Что касается заявления Эрдогана перед встречей с Путиным о том, что Россия и США должны вывести войска из Сирии, стоит сказать, что, конечно, до переговоров каждая из сторон пытается определенным образом обозначить свои позиции по некоторым вопросам, иногда даже с излишней напористостью. Это своего рода дипломатическая психологическая игра, в которой не стоит видеть никаких неблагоприятных признаков. Это обычная попытка манипуляций, дипломатической игры.

Относительно заявления премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма о том, что Анкара якобы не желала, а была вынуждена закупать С-400, в этом не стоит искать никакого подвоха. Закупка Турцией у России С-400 - благотворный для наших отношений момент, это свидетельство движения навстречу в военно-техническом сотрудничестве, о чем и говорил Эрдоган по итогам переговоров с Путиным. А насколько эмоционально даются заявления - порой неважно. Главное, чтобы дело двигалось вперед. А российско-турецкие отношения за последнее время сделали настоящий рывок.

Я уверен, что Турция уже не верит ни США, ни ЕС. Уровень доверия между ними падает с каждым днем. России нужно укреплять партнерство с Турцией для формирования оси Москва-Анкара, которая бы способствовала дальнейшему формированию крепкого евразийского континентального блока.

По поводу нагорно-карабахского конфликта. Действительно, Эрдоган дважды перед переговорами с российским коллегой поднимал эту тему, и тональность этих высказываний была в том, что в этом вопросе очень многое зависит от позиции России и конкретно президента Путина.

Конечно, от консолидированной позиции России и Турции по этому вопросу, от желания предпринять активные действия многое зависит в вопросе продвижения по нагорно-карабахскому урегулированию.

Нет никаких сомнений в том, что особенное внимание Эрдогана к нагорно-карабахскому конфликту перед встречей с Путиным – благоприятный признак, признак того, что Турция может как-то более активно подключиться к разрешению нагорно-карабахского конфликта. Думаю, что лидеры могли обсудить нагорно-карабахскую тематику за закрытыми дверями.

Председатель Экспертного совета Фонда «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук:

trofimchuk.jpg-Пакет двусторонних интересов российско-турецких отношений по-прежнему остается стабильным. Это туризм, экономика, энергетика.

На мой взгляд, сейчас в наших отношениях самое главное – это не турецкие помидоры, о которых так часто говорят, не строительство атомной электростанция «Аккую» и даже не «Турецкий поток», а поддержание приемлемого уровня отношений, которые не вернутся на прежний уровень доверия и сотрудничества.

Один из главных вопросов российско-турецких отношений – что делать дальше в сирийском вопросе. Думаю, что именно по этой причине переговоры между Путиным и Эрдоганом были столь длинными – порядка 4 часов.

В центре внимания - конгресс национального диалога Сирии.

Переход сирийского вопроса из военной плоскости в политический является и для России, и для Турции является актуальным. Россия изначально не собиралась много лет воевать в Сирии. И сегодня необходим переход к политическому урегулированию вопроса.

Встреча Путина и Эрдогана призвана символизировать завершение периода охлаждения между двумя странами, но я думаю, что после 2015 года, когда Турцией был сбит российский Су-24, новой «свадьбы» между Россией и Турцией так и не будет. Слишком много факторов, которые могут негативно отразиться на амплитуде развития наших отношений. Пока Турция является членом НАТО, особого сближения наших стран не будет. Потом нерешенным остается курдский вопрос. У Турции достаточно жесткая позиция по курдам. У России – своя позиция. И обойти курдский вопрос нельзя, поскольку за всеми этими процессами стоят США. Вашингтон пока не активизируется, он наблюдает за действиями России и Турции.

Также сложным фактором для российско-турецких отношений является и то, что ситуация на территории Сирии и всем Ближнем Востоке снова может обостриться. Тем более, что Россия и Турция и остальные участники этих процессов имеют дело с нерегулярной армией террористов. Они могут появиться в любой момент в любом месте. И эти вопросы надо решать.

Здесь возникает и чисто финансовый вопрос. Путин не раз говорил о том, что заканчиваются боевые действия, нужно будет восстанавливать Сирию. А кто ее будет восстанавливать, на какие деньги? Это тоже большой вопрос. Вряд ли Турция будет направлять в Сирию деньги.

В итоге весь вопрос, в каких точках российско-турецкие интересы сходятся, я думаю, это и обсуждалось на сочинской встрече Путина и Эрдогана.

Касательно закупок Турцией российских С-400. Думаю, что США никаких оправданий принимать в этой связи не будут. Полагаю, что США намеренно ввели Турцию в такую ситуацию. Турция, как и любая страна, не может подвергать свою безопасность негативным изменениям и Анкара была вынуждена обратиться к России. А Вашингтону только этого и надо было, чтобы набрать свою базу аргументов для давления на Турцию.