AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: Азербайджан проявил себя настоящим другом Турции, поддержав операцию против террористов в Сирии

Российский эксперт: Азербайджан проявил себя настоящим другом Турции, поддержав операцию против террористов в Сирии

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
25.01.2018 18:13

/upload/iblock/33e/33e4fed852761d9ea921165dcf57e4aa.jpg

В интервью «Москва-Баку» руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев рассказал, почему Анкара решила начать операцию «Оливковая ветвь» в сирийском Африне прямо перед началом Конгресса национального диалога Сирии.

mavashev.jpg-Юрий Юрьевич, почему именно сейчас, перед Конгрессом сирийского национального диалога, который должен пройти 29-30 января в Сочи, Турция стала проводить операцию «Оливковая ветвь»? Это желание поставить свои условия США, показать, кто хозяин ситуации?

-То, что это произошло перед Конгрессом - не случайно. Идет нагнетание игры, ставки между игроками сирийского урегулирования повышаются. Это очень важно понимать сейчас, когда речь идет о процессе формирования новой Сирии, о предстоящем создании новой Конституции страны, и в целом в рамках процесса перехода к политическому урегулированию сирийской проблемы.

Очень точно ситуацию описал глава МИД России Сергей Лавров, заявив, что турок просто спровоцировали на эту операцию. «Односторонние действия США в Сирии привели Турцию в бешенство», - сказал российский министр.

На протяжении 20 века у Турции и Сирии, в связи с тем, что первая имеет самую протяженную сухопутную границу с САР, выстраивались сложные экономические отношения. Но стали происходить неподконтрольные трансграничные процессы и в одночасье, в результате политических игр разных акторов Турция потеряла контроль над ситуацией. Анкаре стало ясно, что нужно взять ситуацию в свои руки, возглавить процессы, качественно изменить процессы на границе так, как будет выгодно ей. В этом хаосе Турция решила создать свой, понятный себе хаос.

Оправдана ли эта стратегия, операция в Африне? Да. Потому что Турция делает это, исходя из своих национальных интересов, из интересов собственной безопасности. Ни в коем случае нельзя говорить, что Турция проводит операцию против курдов, она проводит ее против террористических формирований, выступающих под курдскими флагами.

Ситуация с созданием США на сирийско-турецкой границе «отрядов безопасности» на базе курдских формирований, считающейся в Турции террористической организации «Рабочая партия Курдистана» и ее сирийского крыла - «Демократического союза» (PYD) и «Отрядов народной самообороны» (YPG), естественно, не понравилась Анкаре. Как мы помним, США, когда появилась информация о создании таких «отрядов безопасности», пошли на попятную. Турции ничего не оставалось сделать, как воспользоваться этой ошибкой США и очистить турецко-сирийскую границу от угрозы. Если со стороны США была сделана ошибка, турецкая сторона сумела ею воспользоваться. Турция заставила США считаться со своей позицией. Операция в Африне очень знаменательна. Раньше Анкара без согласования с Вашингтоном никогда такие операции не проводила. В этом же случае Турция резко пошла против США.

Но говорить о том, что Турция стала хозяйкой ситуации в этом случае сложно. Дело в том, что Турция, начиная с 2011 года, стремилась создать для себя буферную зону в Сирии. У Турции на Сирию были куда более серьезные планы. Но после того, как Алеппо, до которого планировала дойти турецкая армия, оказался под влиянием сирийской правительственной армии, Анкаре ничего не оставалось делать, как воспользоваться тем влиянием, которое у нее осталось. Потеря Алеппо для Турции оказалась весьма серьезной.

Если говорить в процентом соотношении о дистанцированности Турции от США сегодня, составит в лучшем случае, процентов 20-30, просто потому, что влияние США распространяется не только на турецко-сирийскую границу. И в этой ситуации Турция делает то, что может делать. Кроме того, есть ряд турецких политических сил, которые склонны считать, что этого недостаточно.

Сейчас, в связи с операцией «Оливковая ветвь» можно констатировать, что Россия и Турция заранее договорились и приняли общие правила игры. Что на самом деле находится за кулисами этих договоренностей – сложно сказать, но значит, они выгодны обеим сторонам.

-«Демократический союз», против которого и проводит операцию в Африне Турция, обвинил Россию в предательстве… Насколько помню, Москва пыталась выстраивать с этой партией диалог, в том числе по участию в Конгрессе национального единства… они отказывались, но диалог все же велся до этого момента…

-Если Россия сделала такой шаг – значит это отвечает ее интересам. Когда мы на одну чашу весов ставим хаос, поддерживаемый США, разделенную на части Сирию, а на другую чашу весов – попытку навести хоть какой-то порядок, то выбор очевиден. Именно благодаря российскому и турецко-иранскому союзу, пускай и ситуативному, в значительной степени удалось снизить уровень насилия в Сирии. Такой шаг России означает только то, что мы стоим на стороне легитимных государств – в данном случае – Сирии.

Турция же помогает России провести Конгресс национального диалога и посадить за стол переговоров оппозиционные стороны. Здесь лежат четко оговоренные детали, которые России с точки зрения завершения войны в Сирии и налаживания политического диалога, политического урегулирования на руку.

Москва пыталась выстраивать диалог с «Демократическим союзом», но, значит, что-то не получилось. Думаю, если бы в этом диалоге был какой-то положительный результат, России не пришлось бы в дальнейшем поступать таким образом, что внешне это выглядит, как будто мы от чего-то отступились. Что вроде как чего-то обещали, а потом отошли в сторону. Думаю, просто «Демократический союз» не смог до конца отказаться от американской поддержки. Политика - вещь жестокая и политическое руководство Африна в связи с тем, что произошло должно задавать вопросы прежде всего себе. Видимо, они вели такую игру, что Россия вынуждена была отмежеваться. Думаю, что без каких-то очень весомых оснований этого бы не произошло.

-Азербайджан, комментируя турецкую операцию, выказал солидарность с Анкарой в борьбе с терроризмом, таким образом, поддержав операцию «Оливковая ветвь».

-Азербайджан традиционно поддерживает Турцию и здесь нет ничего удивительного. Тем более, как и было отмечено, Азербайджан сам столкнулся с попытками создать на своей территории новое государство. Мне кажется, у турок должен вызывать уважение факт того, что Азербайджан настолько последователен в своей линии, что даже в такой неоднозначной для многих сторон операции Баку становится на сторону Анкары. Цена дружбы в наше время, когда все стремятся следовать исключительно своим интересам, особенно высока. В 20-м веке у государств были принципы ведения дипломатической работы, как и войны, сейчас эпоха такова, что все правила исчезают. И жест Баку в этом случае еще раз подтверждает, что эта дружба бесценна. Поддерживая в данной ситуации Турцию, Баку рассчитывает и на то, что в случае необходимости может рассчитывать на поддержку Турции в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, что и подтверждается. Возможно, российско-турецко-иранский опыт проведения Конгресса национального диалога когда-нибудь поможет в нагорно-карабахском урегулировании. То, что Азербайджан поддерживает Турцию в Сирии, может помочь ему в будущем с нагорно-карабахским конфликтом.