AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Сергей Марков: Жестким словам Пашиняна о нагорно-карабахском урегулировании верить не стоит

Сергей Марков: Жестким словам Пашиняна о нагорно-карабахском урегулировании верить не стоит

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
08.05.2018 15:49

/upload/iblock/755/755f9b6e3189117d2a633494cadfadb1.jpg

Национальное собрание Армении со второй попытки избрало премьер-министром страны оппозиционного депутата, лидера протестов Никола Пашиняна. Первая попытка состоялась 1 марта, тогда правящая Республиканская партия отказалась за Пашиняна голосовать и лидер «бархатной революции» не добрал необходимое число голосов. Во вторую же попытку за Пашиняна проголосовали 11 депутатов от Республиканской партии, итого за Пашиняна свои голоса отдали 59 депутатов при необходимых 53.

/upload/iblock/2f8/2f878a1eadd9953815f4874088c97126.jpg

В ходе своего второго выступления в качестве кандидата в премьеры Пашинян снова отличился своими резкими заявлениями относительно нагорно-карабахского урегулирования. Лидер оппозиции заявил о согласии на переговоры по конфликту с азербайджанской стороной, добавив, что эффективными переговоры будут только при участии сепаратистского режима Нагорного Карабаха. После своего избрания премьером Пашинян заявил, что завтра намерен отправиться в Карабах.

Какими будут следующие шаги Никола Пашиняна, а также, стоит ли доверять его жестким заявлениям по нагорно-карабахскому урегулированию, «Москва-Баку» рассказал директор Института политических исследований Сергей Марков.

82918135-680591.jpg«На мой взгляд, первым шагом Никола Пашиняна будет работа над консолидацией власти, он будет работать над формированием правительства и попытается сделать его компромиссным. Насколько это получится сделать с Республиканской партией – неизвестно. Они уже заявили, что в правительство не войдут и со времени избрания Пашиняна премьером становятся оппозицией.

Напомню, что в первую попытку избрания Нацсобранием Пашиняна премьером РПА отказалась голосовать. Дело в том, что Республиканская партия требовала, чтобы Пашинян дал гарантии вхождения представителей РПА в правительство, причем на серьезные позиции – они хотели контролировать Минобороны. Но Пашинян таких гарантий не дал.

Вторая задача Пашиняна – решить, что делать с парламентскими выборами. Третья задача – социально-экономическая стабилизация в стране

Четвертая задача – построение своей политической силы. Ведь прежде, чем идти на парламентские выборы, Пашинян должен обозначить, с какой партией будет это делать

Пятая задача – познакомиться с лидерами стран – в частности, с Владимиром Путиным, о возможной встрече с которым 14 мая в Сочи он говорил. Такие встречи необходимы, чтобы Пашиняна воспринимали серьезно. Правда в каком формате может пройти эта встреча, пока непонятно. Не стоит забывать, что первые визиты Ющенко и Саакашвили после избрания президентами тоже были в Москву. Эти визиты были необходимостью успокоить общественное мнение Украины и Грузии, которые были позитивно настроены на отношения с Россией. Ющенко и Саакашвили говорили, что рвать с Россией не будут. Однако в итоге обманули и привели свои страны к огромному конфликту с Россией. В любом случае, у Пашиняна явно есть подспудное желание оттолкнуться от России.

Что касается его заявлений по нагорно-карабахскому конфликту… В целом, думаю, что сейчас не самое лучшее время, чтобы заниматься этой проблематикой. Николу Пашиняну нужно укрепиться у власти. Есть определенная озабоченность армянского населения, что раскол власти в стране может привести к тому, что Азербайджан значительно усилит свое давление на Нагорный Карабах. Соответственно, спрашивать они будут с кого? С Пашиняна, а он должен как-то отвечать. Сейчас для Пашиняна важно, чтобы не сесть в лужу, дать гарантии населению о том, что по нагорно-карабахскому конфликту он не пойдет ни на малейшие уступки. Поэтому его жесткие заявления стоит воспринимать спокойно. Они прежде всего направлены на внутреннюю аудиторию.

Однако я считаю, что позже для нагорно-карабахского урегулирования могут быть созданы лучшие возможности. Связано это с тем, что так называемый карабахский клан значительно уменьшит свое влияние на этот вопрос, и тогда новому руководству Армении можно будет «перешагнуть» через мнение карабахского клана. Но все ж пока не совсем понятно, насколько карабахский клан уменьшит свое влияние, будет ли он совсем отстранен от власти. Также пока неясно, насколько будет сильно при Пашиняне влияние армянской диаспоры в Америке. А известно, что американские армяне имеют самую жесткую позицию по самым разным вопросам – и нагорно-карабахской проблематике, и так называемому геноциду.

Также по всей видимости, на первый план в политике Пашиняна выйдут вопросы социально-экономического положения. А здесь большое значение имеет возможность снятие блокады с Армении со стороны Турции, Азербайджана. Для этого и подготовлена модель так называемой Казанской формулы, по которой деблокада происходит в обмен на 7 районов вокруг Нагорного Карабаха. Такое развитие событий было бы очень важным шагом вперед.

Также есть еще одна причина, которая могла бы способствовать приближению урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Она связана с разрушением внутренней монолитности во власти в Армении, поскольку консолидированная Республиканская партия Армении уходит из власти. Конфликт Никола Пашиняна и Республиканской партии сохранится. Кроме того, будут новые парламентские выборы. Возможно, на этих выборах серьезные позиции может занять политическая сила, которая будет выступать за скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта на основах компромисса.

В целом, полагаю, что сейчас Армении не до переговоров по нагорно-карабахскому конфликту, но шансы на переговоры о каких-то компромиссах могут появиться месяца через три.