Визит Хасана Роухани в Баку: Иран, Россия и Азербайджан расширяют масштабы тройки
30.03.2018 23:52
Итоги визита президента Ирана Хасана Рухани в Азербайджан подводит научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев
Президент Ирана Хасан Рухани завершил двухдневный визит в Азербайджан, в рамках своего каспийского турне. Основная тема бакинской повестки - проекты в рамках коридора развития "Север-Юг".
Президенты Рухани и Алиев обсудили параметры соинвестирования проекта железной дороги Решт-Астара с бюджетом в $500 млн и официально провели "приемку" железнодорожного участка между азербайджанским и иранским приграничными городами Астара. Напомним, что ранее состоялась церемония закладки фундамента азербайджанского зернового терминала в иранской Астаре, а в феврале 2018 года был запущен первый испытательный грузовой поезд по линии Астара-Астара и первый грузовой поезд, состоящий из шести вагонов, был отправлен из России в Иран.
Инвестиции Азербайджана в развитие грузовой железнодорожной станции и зерновой терминал в Иране составят поряда $60 млн., полностью комплекс будет введен в эксплуатацию до конца 2018 года (сама железная дорога была передана в эксплуатацию Баку на 15-летний срок).
Отношения Азербайджана с Ираном для Москвы не просто отстраненные отношения близких соседей между собой, это зона пересечения двух торгово-экономических сегментов: Россия - Азербайджан и Россия - Иран. Обе торгово-экономические линии взаимопересекаются, а в ряде сегментов дополняют друг друга. Предстоящий в апреле визит российской правительственной делегации в Азербайджан ответит на вопрос готовности российско-азербайджанских проектов к новой реальности, складывающейся в сфере взаимных пересечений тройки...
Зерно, действительно, может стать серьезным фактором наполнения азербайджанской части "Север-Юг". После двух лет перерыва Россия готовится возобновить экспорт пшеницы в Иран. Шестого марта об этом заявил сопредседатель российско-иранской межправительственной комиссии, глава Минэнерго РФ Александр Новак. По оценкам российских властей, ежегодный объем поставок может достигать 1,5 млн тонн, а в текущих ценах экспорт оценивается более чем в $300 млн. Соответственно, азербайджанская железная дорога может заработать как на тарифах, так и путем предоставления услуг логистики и доставки. Зерновой терминал в таможенной зоне в Астаре как нельзя кстати, учитывая, что часть пшеницы может идти из Ирана дальше на экспорт в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет.
Кроме того, нужно учитывать, что традиционный маршрут поставок - через Каспий почти на пределе. В 2017 году единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии – Махачкалинский, принял рекордные 350 тыс. тонн зерна.
Напомним, Иран ввел запрет на импорт российской пшеницы в марте 2016 года для поддержки местных фермеров. В тот год страна собрала хороший урожай собственного зерна и сформировала значительные запасы за счет импорта в предыдущие годы. По оценкам Минсельхоза США (USDA) потребность Ирана в пшенице в 2017-2018 годах составляет 18,35 млн тонн, в то время как объем собственного производства - в 15 млн тонн. До запрета Иран был третьим по объемам покупателем российской пшеницы после Египта и Турции.
Зерновые регионы РФ уже выразили оптимизм по этому поводу. Так, министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников, считает, что открытие азербайджанского направления транспортировки поможет увеличить закупочную цену на ставропольское зерно на 10-15%. Министр отметил, что сейчас в направлении Ближнего Востока и Персидского Залива Ставрополье экспортирует порядка 900 тыс. тон пшеницы. По прогнозам, открытие "Север-Юг" сократит срок поставки туда зерна на пять-семь дней: "Ставрополье с логистической точки зрения находится в самом выгодном положении, мы в начале пути. Это позволит нам также до 30% снизить транспортные расходы по этому направлению", - заявил Ситников.
Другое важное событие в Баку - в рамках визита Роухани состоялось открытие в Нефтчалинской промышленной зоне первого совместного азербайджано-иранского автомобильного завода. Его учредителями являются компании Iran Khodro и Azeurocar. На предприятии будет налажен выпуск автомобилей марок Dena, Rana, Soren и Samand, а также ряда моделей Peugeot. Проект оценивается в $25 млн., максимальная мощность завода составит 10 000 автомобилей в год. Автомобили планируется экспортировать на рынки СНГ.
Также, на полях официального визита в Баку бизнесом обсуждались будущие долгосрочные проекты: совместное производство агротехники и автобусов, развитие банковского взаимодействия. Экономические отношения двух стран становятся более детализированными. Планируется создание отдельных рабочих групп по торговым, банковским, транспортным, коммуникационным, энергетическим, водным, сельскохозяйственным темам сотрудничества Азербайджана и Ирана.
В заключении, еще одна тема переговоров в Баку - серьезная подвижка в урегулировании вопроса с каспийскими нефтегазоконденсатными месторождениями Араз-Алов-Шарг. Спорное месторождение в 1990-е было причиной пограничных инцидентов, и впоследствии тормозило подписание пятисторонней Каспийской конвенции, и, конечно, портило атмосферу двусторонних отношений.
Высокая вероятность, что стороны выйдут на подписание меморандума позволяющего создать совместный консорциум для разработки месторождений, выведя за скобки вопрос принадлежности. Правовая коллизия будет попросту монетизирована совместными доходами, а вопрос юридической принадлежности отложен на будущее. По схожей схеме была решена проблема с месторождением "Хвалынскоое", в северо-восточной части Каспия на границе РФ и Казахстана, которое теперь эксплуатируется совместным предприятием Лукойла, Казмунайгаза и группой французских компаний. Если в текущем году случится продвижение по этой теме, можно будет говорить о существенном шаге навстречу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Отношения Азербайджана с Ираном для Москвы не просто отстраненные отношения близких соседей между собой, это зона пересечения двух торгово-экономических сегментов: Россия - Азербайджан (товарооборот 2017 года - $2,627 млрд, увеличившись на 34,43%) и Россия - Иран (товарооборот 2017 года $1,7 млрд, уменьшившись на 21,85%) по данным российской стороны.
Обе торгово-экономические линии взаимопересекаются, а в ряде сегментов дополняют друг друга. Их реальное прикладное развитие будет зависеть от состояния инфраструктуры коридора развития "Север-Юг". В его векторе не только железная и автодороги, но электроэнергетика, совместные проекты в добыче и экспорте углеводородов, и конечно, новые цепочки промышленной переработки различного сырья: от аграрного (включая фрукты, овощи, хлопок, щелк, текстиля) до нефтехимии. Предстоящий в апреле визит российской правительственной делегации в Азербайджан, в свою очередь, ответит на вопрос готовности российско-азербайджанских проектов к новой реальности, складывающейся в сфере взаимных пересечений тройки.