AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

Визит Роухани в Москву: Россия и Иран взяли курс на стратегическое партнерство

Сергей Александров, обозреватель "Москва — Баку"
31.03.2017 13:17



Только что завершившийся двухдневный визит в Россию президента Ирана Хасана Роухани наглядно продемонстрировал, что Москва и Тегеран совершили серьезный прорыв в двусторонних отношениях, в первую очередь в торгово-экономической сфере, и взяли курс на стратегическое сотрудничество.



Достаточно сказать, что во вторник по итогам встречи президентов Хасана Рухани и Владимира Путина Москва и Тегеран подписали 15 совместных документов по сотрудничеству в различных областях: от атомной энергетики до безвизовых групповых туристических поездках граждан России и Ирана.

Безусловно, нынешний уровень товарооборота между двумя странами (около $2 млрд в 2016 году) никак не может удовлетворить ни Москву, ни Тегеран. И как нам представляется, подписанные в Москве соглашения в области торгово-экономических отношений как раз должны существенно повысить их количественную и качественную наполняемость. Эксперты прогнозируют, что через два-три года товарооборот между нашими странами может достичь $10 млрд в год. В перспективе же у экспертов в "загашнике" есть наработки по совместным проектам на $40-45 млрд.

Совершенно новый уровень отношений

Необходимо подчеркнуть, что встреча Хасана Роухани с Владимиром Путиным засвидетельствовала факт перехода двусторонних и личных отношений на новый, более высокий уровень, который без преувеличения можно охарактеризовать как доверительный.

Заметим, в этом году Россия и Иран отмечают 515 лет с момента установления дипломатических отношений. И следует признать, что за столь длительный исторический период отношениям Москвы и Тегерана не хватало как раз доверительности. Зачастую именно взаимное недоверие служило причиной того, чтобы наши страны были просто соседямя по региону, а не настоящими стратегическими партнерами.

После нынешнего визита президента Роухани в Москву можно, похоже, с определенной дозой оптимизма утверждать, что лед взаимного недоверия заметно подтаил и наступил новый, более качественный этап российско-иранских отношений.

Ведь не случайно же после переговоров с иранским президентом Владимир Путин констатировал, что "отношения России и Ирана носят действительно дружественный, уважительный характер". "Наши государства всячески стремятся к укреплению многоплановых взаимовыгодных связей и нацелены общими усилиями вывести двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень стратегического партнерства", — подчеркнул российский президент.

А Хасан Роухани в свою очередь отметил, что отношения двух стран вступили в новый этап, их качество повысилось и назвал свой визит в Москву "поворотным в отношениях с Россией".

Действительно, после визита Хасана Роухани в Москву можно утверждать, что в последнее время между Россией и Ираном установились добрососедские и партнерские отношения, близкие к стратегическим.

Возможно, на нынешнем этапе двусторонних отношений их вряд ли можно охарактеризовать как "стратегический альянс", то есть как понятие, которое по своему определению подразумевает борьбу с реальной угрозой государственной безопасности, поддерживается долгосрочной устойчивой правовой базой и направлено против интересов других стран. А этого в отношениях России и Ирана как раз не просматривается.

Однако, на наш взгляд, о "стратегическом партнерстве" Москвы и Тегерана, особенно на региональном уровне, сегодня уже можно утверждать с полной уверенностью. И многоплановое сотрудничество в Сирии — наглядное тому подтверждение.

Взаимная цель — укрепление мира и стабильности в регионе


Наглядным свидетельством успешного партнерства двух стран во имя мира является сотрудничество России и Ирана в Сирии. Причем ради мира и стабильности не только в этой стране, но и во всем регионе.

Достаточно упомянуть слова Хасана Роухани, сказанные им во время визита в Москву: "Наша конечная цель — укрепление мира и стабильности в регионе. Развитие наших отношений не направлено против третьих стран".

И действительно, без тесного сотрудничества России и Ирана да еще и Турции невозможно было бы вести успешную борьбу с такими террористическими организациями, как "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (обе запрещены в России — ред.) на территории Сирии. Равно как и начать мирные переговоры в Астане и Женеве по урегулированию ситуации в этой стране, впервые усадив за стол переговоров представителей сирийских властей и вооруженной оппозиции.

А ради борьбы с террористами Тегеран даже готов разрешить России использовать "на временной основе" базы, расположенные на территории Ирана. Хотя, подчеркнем, Конституция Ирана однозначно запрещает размещение в стране иностранных баз, и этот факт — весьма существенный.

Но как раз это и является наглядным доказательством того, что усилия Москвы и Тегерана в первую очередь направлены на установление мира и стабильности как в самой Сирии, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке. А полное совпадение взглядов Москвы и Тегерана по вопросу достижения национального примирения и укрепления государственности в соседнем Афганистане — еще одно доказательство единых целей и задач двух стран в данном регионе.

Здесь уместно подчеркнуть, что даже несмотря на некоторые расхождения во взглядах по региональным вопросам, Москва и Тегеран всегда были едины во мнении, что экстремистские и радикальные религиозные движения на территориях между границами двух стран подвергают серьезной опасности их интересы и угрожают государственной безопасности.

Расширение сотрудничества в Евразии

В Москве, судя по всему, хорошо понимают, что Тегеран является важным, если не сказать ключевым игроком во всем регионе Евразии, и исходя именно из этого старается выстраивать с ним отношения.

В этой связи Россия хотела бы видеть Иран членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), о чем и было в очередной раз заявлено в ходе визита Роухани в Москву и отображено в совместном заявлении президентов России и Ирана Владимира Путина и Хасана Роухани по итогам их переговоров в Кремле. Как нам представляется, полноправное участие Ирана в ШОС в полной мере отвечало бы интересам как Москвы, так и Тегерана.

Важно отметить, что во время переговоров президентов двух стран был сделан акцент на важности укрепления российско-иранского взаимодействия не только в рамках ШОС, но и других многосторонних региональных форматов.

Кроме того, в целях упрочения мира и стабильности в Центральной Азии и в Закавказье Москва и Тегеран "заявили о своей готовности к расширению сотрудничества в этих регионах в политической, экономической и других областях, а также о готовности к взаимодействию в многосторонних форматах с участием государств этих регионов".

Подобные заявления, по нашему мнению, как раз и являются проявлением стремления двух стран к миру и стабильности в евразийском регионе.

Противодействие проискам Запада


Визит президента Роухани в Москву лишний раз подтвердил устойчивый и прочный характер отношений России и Ирана, а также их общие взгляды на современное мироустройство.

Ведь недаром президенты двух стран подчеркнули необходимость продолжения совместных действий, направленных на утверждение справедливой системы мироустройства на основе международного права, прежде всего Устава ООН. В этой связи Россия и Иран считают применение односторонних санкций против государств нелегитимными.

Единство взглядов Москвы и Тегерана на многие международные проблемы позволяет говорить о том, что стремление стран Запада во главе с Соединенными Штатами "вбить клин" в отношения между Россией и Ираном обречены на провал.

Естественно, нам не удалось присутствовать на закрытых переговорах Путина и Роухани. Однако с большой долей уверенности можно утверждать, что российский президент постарался развеять имевшие ранее место опасения своего иранского коллеги (и не только его) относительно того, что Москва ради налаживания отношений с Вашингтоном может "сдать" Тегеран.

Думается, что и при выстраивании дальнейших отношений с Израилем Россия будет не забывать о характере ее дружеских связей с Ираном, которые полностью отвечают ее национальным интересам. По крайней мере, до сих пор Москва поступала именно так, и вряд ли она намерена изменять своему курсу и линии поведения в отношении Тегерана. Так что, как нам представляется, Ирану в этом плане беспокоится не стоит.

Не секрет, что Россия считает себя глобальным игроком на международной арене. При этом она рассматривает Иран как важного регионального игрока, и потерять такого крайне необходимого союзника во взрывоопасном ближневосточном регионе Москва вряд ли захочет.

Дело даже не столько в том, что сотрудничество двух стран сейчас крайне эффективно в Сирии, в целом отношения между Ираном и Россией затрагивают гораздо больше вопросов, чем будущее президента Башара Асада или прекращение гражданской войны в этой стране.

К тому же в Кремле явно не намерены демонизировать Тегеран и играть в антииранские игры в угоду меняющейся прямо на глазах внешнеполитической конъюнктуре.

Смеем предположить, что тесному и плодотворному сотрудничеству Москвы и Тегерана в данный момент вряд ли что угрожает. Тем более, что перспектив нормализации отношений Кремля и Белого дома пока не наблюдается.