AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

Ядерное досье Ирана: Чья игра?

Юлия Ткачева, "Москва-Баку"
08.04.2015 15:04
Финальное заседание «Шестерки» и Ирана завершилось в швейцарской Лозанне на прошедшей неделе. Переговоры заложили основы будущего всеобъемлющего плана по урегулированию иранской ядерной проблемы, которая стала причиной многолетней экономической изоляции страны. 

Специально для «Москва-Баку» эксперты высказали свою точку зрения по итогам заседания «Шестерки». (Группа «5+1», созданная в 2006 году из шести крупных держав, для предотвращения использования иранской ядерной программы в военных целях. В состав «шестерки» входят США, Франция, Великобритания, Россия, Китай и Германия).

Несомненно, стороны пришли к очевидному компромиссу по «иранскому досье», и мир замер в двух шагах от «соглашения века». Однако, экспертное сообщество с большой долей скептицизма относится к «очередному документу». Таких «промежуточных соглашений» по Ирану было огромное количество, а вопрос снятия санкций до сих пор не решен. Очевидно, что спекуляции на «иранской ядерной программе» - это лишь очередная «фишка» в геополитической игре стран на Ближнем Востоке. Тем не менее, подписание финального соглашения, которое запустит процесс снятия санкций, ожидается в июне этого года.

«Достигнутые договоренности между Ираном и «Шестеркой» - очень важное событие, но это лишь один из этапов возможного урегулирования проблемы ядерной программы. Соглашение рано считать историческим. Прежде всего, Ирану необходимо соблюсти все условия, которые выдвинула «Шестерка», и только тогда возможно его подписание», - рассказал корреспонденту «Москва-Баку» старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, особо подчеркивая, что «на днях Барак Обама объявил во всеуслышание, что «сделки пока нет».

Можно сделать предварительный и, к сожалению, неутешительный вывод - если не возникнет вопросов или подозрений к Ирану в «подготовительный период» перед подписанием, то только в этом случае произойдет снятие санкций. А вот если «появятся вопросы», то никакие документы не подпишут, а санкции с Ирана сняты не будут.

10 лет стороны пытались прийти к компромиссу. «Промежуточные соглашения» трансформировались из одного в другое, не решая основной проблемы. Согласно договоренностям в швейцарской Лозанне, Ирану пришлось пойти на значительные уступки. Так, будут перемещены лишние центрифуги и оборудование под наблюдение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ). Две трети мощностей по обогащению урана приостановят в течение 10 лет, а все программы по обогащению урана подпадут под международный контроль на 25 лет.

В рамках лозаннских договоренностей, Тегерану необходимо допустить на ядерные объекты комиссию агентства МАГАТЭ, но здесь-то и кроется главный «камень преткновения», потому как решающая битва за иранский «мирный атом» ещё предстоит.

Во-первых, не все запрашиваемые агентством секретные объекты могут оказаться ядерными. А во-вторых, у данного вопроса есть своя предыстория: комиссия МАГАТЕ временами не допускалась на различные объекты Ирана. «Если до июня Тегеран нарушит условия и не предоставит возможности для работы экспертов в Иране, то достигнутые в Лозанне соглашения затянутся или сорвутся», - заявил Борис Долгов. И тогда, Запад получит право вновь обвинить Иран в незаявленной ядерной деятельности.

Такой исход «на руку» администрации президента США. «Если допустить, что санкции полностью снимут с Ирана, то новые санкции США уже не получится ввести, так как Россия и Китай воспользуются «правом вето» и заблокируют их. Сегодня Вашингтону выгодно всячески затянуть процесс снятия санкций», - акцентировал внимание на возможных проблемах директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, подчеркнув при этом, что «если документ всё же будет подписан в июне, а через год в США состоятся выборы, и Барак Обама покинет пост, то новый президент будет поднимать свой имидж за счет отрицания политики старого президента, и в этом случае высока вероятность того, что соглашение вновь будет пересмотрено».

По мнению ряда экспертов, существенно может подорвать лозаннские договоренности и разрастающийся конфликт в Йемене. Вооруженное противостояние уже столкнуло «лоб в лоб» Иран и США. Вашингтон поддержал вооружённое вмешательство в Йемен, а Иран выступил с резкой критикой. «Соглашение века» снова может оказаться под угрозой срыва.

В дополнение Саудовская Аравия, при поддержке США, начала операцию по бомбардировке территорий Йемена, но как бывает в последнее время, снова без резолюции Совета Безопасности ООН. Со своей стороны, Москва выразила обеспокоенность очередным грубым нарушением международного законодательства. «Сейчас операция не имеет под собой никакой международно-правовой основы», - подчеркнул недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Россия исторически поддерживает Иран. События в Лозанне – это, безусловно, успех российской дипломатии. Многие годы Москва и Тегеран коллегиально работают над широким спектром вопросов, включая борьбу с радикальными исламистскими движениями. Иран всегда поддерживал Россию в сирийском вопросе. Также страны имеют схожие позиции относительно нерасположения военных баз США, в Иране их просто нет. 

Иран не раз попадал в прицел геополитических интересов Запада. На рубеже прошлых веков активную политику в регионе проводили Великобритания, Франция и Германия. Затем пристальное внимание Ирану начали уделять США. Причиной тому большие запасы нефти и газа. В страну хлынул поток иностранных инвестиций. Государство взяло вектор на вестернизацию. Однако после исламской революции, США потеряли свои позиции в Иране. Тегеран взял курс на усиление взаимоотношений с Россией и Китаем. С середины 90-х годов США вводят ступенчатую серию «удушающих» экономику санкций. Одной из причин введения эмбарго, становится иранская атомная программа. К санкциям подключаются страны Евросоюза. Среди существенных санкций против Ирана, специалисты отмечают такие, как отключение системы SWIFT, запрет или ограничение закупок иранской нефти, а также транспортные санкции на нефтеналивные суда для Ирана.  

В свете возможной перспективы снятия санкций с Ирана, экспертное сообщество все же не верит в стремительный экономический рост Исламской Республики. Угроза возврата Западом санкций постоянно будет «висеть в воздухе», поэтому политика Ирана тесно будет связана с Россией, Китаем и их правом «вето».

Навряд ли Иран, после снятия санкций, сможет оказать и серьезное влияние на бывшие республики постсоветского пространства, их экономики. Это подтверждают и слова эксперта. Например, делясь своими впечатлениями от недавней поездки в Баку, эксперт Борис Долгов рассказал, что «в Азербайджане очевиден рост экономики и развитие страны. У Баку имеются природные ресурсы, что позволит развиваться самостоятельно и независимо. Снятие санкций и усиление Тегерана в глобальном плане никак не повлияет на внешнюю политику Баку. Политические отношения Ирана и Азербайджана будут развиваться прохладно».

А вот по словам депутата Милли Меджлиса Азербайджана, члена парламентского комитета по экономической политике Вахида Ахмедова, Баку только выиграет от выхода Ирана из-под санкций, так как это открывает возможности для инвестирования в иранскую экономику. В частности, отмечаются такие направления возможной совместной деятельности, как банковская сфера, создание свободных экономических зон, долевое участие Ирана в TANAP (проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз от грузино-турецкой границы до западной границы Турции). Интересно, что развитие всестороннего сотрудничества между Ираном и Азербайджаном также выгодно и России, у которой давние дружеские отношения с этими странами.