AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Глава Русской общины Азербайджана Михаил Забелин: Гейдар Алиев был наделён огромным умом, прозорливостью и талантом

Глава Русской общины Азербайджана Михаил Забелин: Гейдар Алиев был наделён огромным умом, прозорливостью и талантом

Лейла Мурад, Самира Кязимова    "Москва-Баку"
10.05.2018 20:15
/upload/iblock/5fe/5fec4cf36a9b4f72ad309cfafa364c24.jpg

10 мая в Азербайджане отмечают 95-ю годовщину со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева. Одним из тех, кто был лично знаком с Гейдаром Алиевичем, является глава Русской общины Азербайджана, депутат Милли Меджлиса Михаил Забелин. Уже в молодые годы он работал референтом у Первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, а в сложные 90-е годы был одним из 91 представителей интеллигенции республики, поставившим подпись в обращении к Гейдару Алиевичу о его возращении в Баку. Своими воспоминаниями об общенациональном лидере азербайджанского народа Михаил Забелин поделился с «Москва-Баку».

- Михаил Юрьевич, вы работали референтом первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева. Как произошло ваше назначение на эту должность?

- По окончании Политехнического института им.Чингиза Илдрыма я работал инженером Проектного института Азгипроводхоза. Там меня избрали секретарем комсомольской организации. Через некоторое время я стал секретарем райкома комсомола Октябрьского района, дальше - инструктором Ленинского райкома партии, Горкомпартии, потом меня взяли на работу в общий отдел ЦК Компартии Азербайджана. Следующим местом работы стала приемная Гейдара Алиевича, где я работал помощником-референтом, сначала вместе с Рафаэлем Аллахвердиевым - будущим мэром Баку. Через некоторое время, в 1979 году, Рафаэль Аллахвердиев ушел на другую должность, я остался работать один в приемной Гейдара Алиевича.

- Как работалось с Гейдаром Алиевым? Каким он был в общении?

- Хочу подчеркнуть одну важную черту Гейдара Алиева - он никогда не обращал внимания, какой ты национальности, откуда ты родом, для него на первом месте были профессиональные качества человека. Гейдар Алиевич был мягким, рассудительным и объективным человеком. На моей памяти было немало случаев, когда он принимал жесткие меры, но никогда не рубил с плеча, не принимал поспешных решений. Он долгое время изучал человека, наблюдал за ним, давал возможность исправить свои ошибки и только потом принимал решение.

Сегодня на встрече со студентами меня уже спрашивали: «Наверное, тяжело было работать с Гейдаром Алиевым?». Нет, работать с ним было не тяжело. Но ты осознавал, что это огромная ответственность. Ты все время находился в напряжении, потому что нельзя было совершить неправильные шаги. Во-первых, ты всегда должен был говорить ему правду, во-вторых, четко знать свои обязанности. Мой день начинался с того, что я приходил на работу, открывал кабинет, потом в моем присутствии убирали кабинет первого секретаря. Затем я просматривал всесоюзные и республиканские газеты и отмечал красным карандашом то, что касалось Азербайджана, особенно критические статьи. Ведь у Гейдара Алиевича не было времени читать от начала до конца всю прессу. После этого начинались звонки, я соединял его с министрами, выполнял другие поручения. А заканчивался день тем, что Гейдар Алиевич уезжал в половину десятого домой, чтобы посмотреть информационную программу «Время», которая транслировалась каждый день по центральному телеканалу. До этого времени, если не было каких-то других встреч и выездов, Гейдар Алиевич находился на рабочем месте. После его ухода кабинет закрывался, опечатывался, и мы уходили домой. 

/upload/iblock/139/1393d93bb150bf448cacf293ce6bfe8f.jpg
  

- Какие воспоминания у вас сохранились о том времени?

- Воспоминаний много. На перерыв Гейдар Алиевич не уезжал. Помню, его супруга Зарифа Азизовна часто присылала ему с водителем еду, которую сама готовила. Она звонила в приемную и говорила, что приготовила парные котлеты, и чтобы он их обязательно поел. Зарифа ханум была очень заботливая женщина, и ее уход из жизни стал большой трагедией для Гейдара Алиевича... 
 
О Гейдаре Алиевиче можно долго рассказывать… Однажды он вызвал к себе в кабинет министра здравоохранения. В это время позвонил секретарь ЦК Компартии Азербайджана. Я сказал, что Гейдар Алиевич сейчас занят, и я могу сообщить ему, когда он освободится. Он спросил меня: «А кто у него в кабинете?». Я ответил: «Министр здравоохранения». Когда министр здравоохранения ушел, я позвонил секретарю ЦК и сказал, что Гейдар Алиев освободился, и можете ему позвонить. Он позвонил. У меня рядом со столом зажигалась лампочка, когда Гейдар Алиевич говорил по телефону. Это означало, что его беспокоить нельзя. Смотрю, лампочка погасла, а потом он вызывает меня. Захожу в кабинет. Он мне говорит: «Тебе кто дал право сообщать другим, с кем я встречаюсь и кто у меня в кабинете?». Я растерянно ответил, что ведь звонил секретарь ЦК. Тогда Гейдар Алиевич сказал: «Это не имеет значения. Ты не должен никому докладывать, с кем я говорю». Тогда я был молодым, и для меня эти его слова стали уроком. Видимо, министр что-то докладывал Гейдару Алиевичу, о чем секретарь ЦК не должен был знать... 

/upload/iblock/9cb/9cb7bbe7e41cea9d69ade3c1518372b7.jpg
  

Знаете, уже тогда все понимали насколько он великий политик, уникальная личность. Все его уважали и были ему преданны. По прошествии времени, когда Гейдара Алиевича с нами нет, мы осознаём насколько этот человек был наделён огромным умом, прозорливостью, талантом. Я сегодня выступал в Бакинском Славянском университете и рассказывал о том, что Гейдар Алиевич сам, без чьей-либо помощи достиг уровня союзного руководителя. Это не может быть просто везением или судьбой. Здесь нужен огромный талант, знания и дисциплина, чтобы достичь таких высот.

Когда было решено, что Гейдар Алиевич переходит в Москву - на высокую должность первого заместителя председателя Совета министров СССР, он составил список книг и дал нам поручение найти их. Мы подготовили несколько больших коробок с книгами. По прошествии времени он их нам вернул, и каждая из книг была с какими-то закладками, пометками карандашом. Он изучил все эту литературу, а это были специальные издания по транспорту, науке, здравоохранению - все сферы, которые он потом, как первый заместитель председателя Совмина, курировал. И когда Гейдар Алиевич, находясь на новой должности, встречался в Москве с различными коллективами министерств и ведомств, то все удивлялись, насколько глубоко он знал тему. Может быть, даже они так глубоко не владели ситуацией, как он.

Почему так происходило? Не только потому, что Гейдар Алиев был умный и талантливый, а потому, что он постоянно работал над собой. У него была феноменальная память. Принимая делегации из разных государств, он заранее готовился к встрече, изучал историю этих стран, культуру, традиции. Любая его импровизация все равно была результатом глубокой подготовки. В этом был Гейдар Алиев. Человек недюжего ума, прозорливости, твердости характера, и самое главное, смелости.

Он был подвержен смелым поступкам. Представьте себе, в 1993 году, после того, как его избрали председателем Милли Меджлиса, он с несколькими охранниками поехал в Гянджу, чтобы встретиться с мятежным Суретом Гусейновым. Это было весьма опасно! Но Гейдар Алиевич знал, что только его приезд может остановить гражданскую войну. Смелый поступок? Чрезвычайно смелый и мужественный! Ведь никто не знал, что у Сурета Гусейнова в голове. Этот человек был готов на все. Если Гусейнов собирался идти на Баку с танками и оружием и воевать против своего народа, то никто не гарантировал безопасность Гейдара Алиева. Но он поехал, так как понимал, что может спасти Азербайджан от братоубийственной войны. И Сурет Гусейнов, понимая, что Гейдар Алиев пользуется огромным авторитетом у народа, побоялся перечить и не пойти на его условия.

Смелых поступков Гейдара Алиева было много. В 1982 году в Баку приехал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Вначале он встретился с членами бюро ЦК Компартии Азербайджана, перед которыми выступил с речью, а на следующий день выступал во Дворце Ленина. Леонид Ильич выступает с докладом, и тут Гейдар Алиев и помощник Брежнева, генерал Александров замечают, что он читает не тот текст. Это оказался доклад, который он читал на заседании бюро, и нельзя было допустить, чтобы Брежнев его озвучил. Но все боялись его остановить, это ведь Генеральный секретарь, как прервешь его выступление? Александров на это не решился. Только Гейдар Алиев своим поступком предотвратил неизбежное. Он подошел к трибуне, остановил Брежнева, забрал у него доклад и положил новый. На что Леонид Ильич растерянно улыбнулся, посмотрел в зал и сказал: «Я не виноват, это все они». Этим самым он сгладил сложившуюся ситуацию. Это ведь тоже был смелый поступок, прервать речь Генерального секретаря!

Гейдар Алиевич был не только решительным и смелым человеком, но и, самое главное, мог предугадывать события. Он не только понимал чаяния народа, но и осознавал веления времени. Он вернулся в Баку в тот момент, когда народ был возмущен действиями тогдашнего руководства страны. Народ понимал, что только Гейдар Алиев может спасти республику…

Мы потеряли уникального человека, но радует то, что Гейдар Алиевич в свое время четко занимался воспитанием своего сына. Он ведь тогда не знал, что Ильхам Алиев будет Президентом Азербайджана, но занимался его развитием, брал с собой в зарубежные поездки, показывал районы республики. И сын, обладая такими же качествами, все впитывал в себя, и поэтому сейчас Ильхам Гейдарович достойно продолжает дело отца на посту президента.

- Начало 90-х было смутным временем для Азербайджана, когда некоторые русские семьи решили покинуть страну. Почему вы остались? Что вас удержало в Азербайджане?

- Я считаю провокацией то, что после ввода в Баку советских войск российские военные, служащие в Азербайджане, решили вместе со своими семьями покинуть страну. Это было неправильно преподнесено, и потому возник ажиотаж среди населения. Так, одна моя сестра вместе с семьей уехала в Россию, но другая решила остаться. Я понимал и предвидел, что рано или поздно эта неразбериха и хаос закончится, что Гейдар Алиев вернется к власти.

- И тогда вы решили поставить подпись под обращением к Гейдару Алиеву о его возращении в Баку? Почему для вас это было так важно?

- Мы делали всё для того, чтобы он вернулся к власти. Я был одним из 91 человек, обратившихся к Гейдару Алиевичу в 1992 году, хотя мне, как и другим угрожали за это расправой. Многие могут решить, что всё так легко происходило. Нет, на самом деле было давление, угрозы, на митингах называли мою фамилию. Но я выдержал это, так как понимал, что рано или поздно ситуация изменится, и Гейдар Алиевич придет к власти. Кроме него никто не смог бы спасти сложившееся тогда положение в стране.

Остался не только я. Сегодня в Азербайджане проживает порядка 120 тысяч русских. Тогда, в 90-е годы многие русские ко мне приходили и спрашивали, что нам делать - уезжать или оставаться? Я говорил им - потерпите, всё изменится в ближайшее время. И люди остались.

В октябре 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджана. Через несколько месяцев, в январе, он позвонил мне и спросил, что за праздник у нас намечается? Я ответил, что готовимся к Рождеству, будет концерт, который пройдет в Кирхе. Он сказал, что обязательно будет там. В Кирхе было холодно и не отапливаемо, а Гейдар Алиевич простужен. Тем не менее, он пришел и выступил. Сказал, чтобы никто никуда не уезжал, «я ваш Президент, защитник ваших прав, мы сохраним в республике русский язык». 

/upload/iblock/3dc/3dcd17fc1d2ceea30cf63eabda692f75.jpg
  

- Как Гейдар Алиевич отнесся к созданию Русской общины?


- Были сомнения и сложности во времена Народного фронта. Тогда мы и решили создать свою русскую общину. Тогда мне позвонил Гейдар Алиевич и спрашивает: «Зачем ты создаешь русскую общину? Мы разве не единый азербайджанский народ? Разве мы не вместе?». А я ответил - «Гейдар Алиевич, никто не собирается отделяться, мы создаем общину для того, чтобы помочь русским людям в этот сложный период адаптироваться, выбрать правильное направление дальнейшей жизни в республике, думать о своих детях, о будущем». «Ты всех успокой, я приеду, все будет нормально», - отметил Гейдар Алиев. Эти слова придали мне сил. Я объяснил ситуацию русским людям и убеждал их не торопиться и остаться на родине, в Азербайджане.

Люди поверили Гейдару Алиеву и остались. И с кем я не встречаюсь, никто не жалеет об этом решении. Мы наблюдаем за тем, как развивается русский язык, функционируют школы с русским сектором, сохранились все праздники - 9 мая, 8 марта, 31 декабря, даты, которые нам были дороги. Много информации на русском языке - издаются газеты, на телевидении создаются передачи. Часто видим объявления, в которых отмечается, что «требуется на работу со знанием азербайджанского и русского языков», и это не может не радовать. Мы проводили собрание русской молодёжи и вынуждены были перенести его с буднего дня на субботу, потому что все молодые люди трудоустроены и работают. Потому сегодня в Азербайджане нет никаких предпосылок к тому, чтобы русские покинули свою родину.

/upload/iblock/f58/f589a0e7f4e81a2ba30c2e885779b847.jpg

/upload/iblock/35a/35acf01d7eb3fcb50fb12015e67c22a4.jpg