AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Политолог Алексей Малашенко: Баку - это великий город-космополит! Второго такого, может, больше и нет

Юрий Югов, «Москва – Баку»
15.12.2015 11:47


Политологи и религиозные деятели продолжают обсуждать события в азербайджанском поселке Нардаран, где в конце ноября в бою с преступной группировкой «Мусульманское единство» погибло несколько сотрудников полиции. В бакинской печати поселок Нардаран называют «анклавом средневековья» и источником социальных болезней.

_MG_0236.jpgПредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в московском центре Карнеги, доктор исторических наук, профессор политологии Алексей Малашенко в интервью порталу «Москва – Баку» напомнил, что религиозный экстремизм в Азербайджане носит не только шиитский характер, но и суннитский.

«Угроза религиозного экстремизма существует, но если сравнивать на постсоветском мусульманском пространстве, то, по-моему, Азербайджан тут на последнем месте. Здесь обстановка лучше, даже чем в Туркмении. Все познается в сравнении. Средняя Азия – больше проблем, Северный Кавказ – больше проблем. Азербайджан стоит на более прочной позиции», - подчеркнул эксперт.

«Кстати, все уже забыли, что исламское возрождение в Советском Союзе началось именно с Азербайджана. Там было пять исламских партий! Пять! Когда я бывал в азербайджанских городах в конце 80-х, там все улицы были заклеены портретами Хомейни, даже в центре Баку. Ну, везде есть угроза. Вот прошла информация, будто из Азербайджана в «халифат» выехало 500 человек. Вы в это верите? – риторически спросил Малашенко. - Я – нет».

Прошло время, отметил Малашенко, и все изменилось - Азербайджан сегодня стоит на прочной основе светского государства.

Баку - это великий город-космополит! Несмотря даже на армянский вопрос, Карабах, и другие проблемы. Это уникальный город. Такого, может быть, второго больше и нет. И пока там все нормально
Эксперт добавил, что потенциальные боевики с Северного Кавказа пробираются в ИГИЛ какими угодно маршрутами, но только не через Азербайджан. «Кстати, в Азербайджане всегда остерегались не только «экспорта исламской революции» с юга - из Ирана, но и появления радикалов с севера - из Чечни и Дагестана… Я знаю Нардаран, я там был, - вспомнил Малашенко. - Такие перестрелки, как в этом поселке, в России бывают каждые несколько месяцев. А в Азербайджане, - обратите внимание, – это единственное место, где такое случилось. Ну, еще там случались драки с дагестанцами, но это было давно. Да, нужно быть настороже, да, надо помнить, в каком мире мы теперь живем. Нельзя жить так, словно на все наплевать, думать, что ничего не случится. Нужно обязательно проводить профилактику экстремизма», - призвал Малашенко. 

«Но, послушайте, Баку - это великий город-космополит! Несмотря даже на армянский вопрос, Карабах, и другие проблемы. Это уникальный город. Такого, может быть, второго больше и нет. И пока там все нормально», - подытожил эксперт центра Карнеги.

Напомним, в конце ноября в результате спецоперации МВД в Нардаране, расположенном в 25 километрах от Баку, были уничтожены пять членов преступной группировки «Мусульманское единство», действовавшей под прикрытием религии, напоминает Trend. В ходе операции погибли два сотрудника полиции. Были задержаны, а затем арестованы на четыре месяца 14 членов группировки во главе с ее лидером Талехом Багировым.

Парламент Азербайджана принял в начале декабря поправки в закон «О свободе вероисповеданий» и в Уголовный кодекс, подразумевающие ограничения на совершение относящихся к исламу религиозных обрядов. В частности, отныне их смогут проводить только граждане Азербайджана, причем те из них, кто получил образование в местных учебных заведениях.

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» (Баку) Ильгар Велизаде, как и Малашенко, также считает, что радикальные настроения локализованы в лишь некоторых уголках Азербайджана.

«Кроме Нардарана, также на юге страны есть села, где заметна активность таких религиозных групп, но она не распространяется за пределы этих районов, поскольку подавляющее большинство нашего общества поддерживает светские устои. Порой радикалы применяют более жесткие, по сути насильственные методы привлечения в свои ряды новых сторонников. На жесткие меры радикалов, разумеется, следует давать жесткий отпор – и на уровне правоохранительных органов, и на уровне законодательных инициатив», - сказал эксперт порталу «Москва – Баку».

Принятые законы действительно носят решительный характер, но они согласуются с реальной ситуацией, которая сложилась в республике после событий в Нардаране.

«Поправки в законы не предусматривают ограничения в совершении обрядов, религиозных мероприятий, если эти мероприятия носят вполне мирный, сугубо религиозный характер. Если во время таких мероприятий ведется пропаганда антигосударственной деятельности, звучат призывы к гражданскому неповиновению и вообще предпринимаются попытки политизации такого мероприятия, то в таком случае власти действительно теперь применят самые жесткие меры, - в соответствии с новым законодательством. Так что жесткие меры потребовались для защиты конституционных основ. Нередко именно во время обрядов, в рамках проповедей такие группы, как в Нардаране, вели пропаганду своих ценностей, требовали изменить конституционный строй», - пояснил политолог.

Велизаде уточнил, что своим образцом радикалы в Нардаране считали Иран. «Надо различать шиизм как религиозное направление и шиизм как политическую идеологию, которая, как известно, доминирует в Иране. Эти люди придерживаются как раз такой идеологии, проповедуют ее ценности, пытаются калькировать иранский политический строй на азербайджанской почве. Требуют изменить форму правления, форму общественных отношений», - сказал эксперт.

«У боевиков найдено довольно дорогое вооружение, которое они тоже, скорее всего, добыли не в нашей республике, а получили через границу, контрабандным путем. Следствие по событиям в Нардаране еще идет, но есть основания предположить, что основную подпитку боевики получали из Ирана. Они связаны с теми политическими кругами в Иране, что в свое время активно продвигали идею «экспорта исламской революции». Радикалы с ними активно взаимодействуют, получают от них инструкции, листовки, которые неоднократно изымали правоохранительные органы. Есть и финансовые вливания», - пояснил политолог.

Силы, не желающие развития Азербайджана, пытаясь дестабилизировать ситуацию в стране, используют религиозный фактор, заявил в субботу председатель Управления мусульман Кавказа (УМК) шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде, комментируя события в Нардаране.

«Надо бы у них спросить, что они сделали для Азербайджана? В Нардаране у меня очень много друзей, все они гостеприимные люди. И я очень разочарован тем, что такие люди, как Талех, используют гостеприимство нардаранцев в других целях», - сказал Пашазаде. «Если принимается ряд законов, вносятся изменения и делаются дополнения к ним, то это делается для того, чтобы государство могло обеспечить свою безопасность», - сказал глава УМК.