AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB

Доктор экономических наук Октай Ахвердиев: Азербайджан через определенное время превратится в крупную транзитную страну

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
15.08.2016 22:21


В условиях падения мировых цен на нефть в Азербайджане продолжаются реформы, нацеленные на развитие ненефтяного сектора экономики страны. За последние месяцы главой государства утвержден ряд антикризисных документов в области таможенных и налоговых реформ, приватизации и индустриализации. Азербайджан, благодаря новым транспортным коридорам, превратится в трансконтинентальный хаб, который свяжет многие страны мира. О перспективах азербайджанской экономики рассказал порталу «Москва-Баку» доктор экономических наук Октай Ахвердиев.

- «Север-Юг», «Шелковый путь», Баку-Тбилиси-Карс - сегодня многие глобальные транспортные проекты проходят через Азербайджан. Как вы считаете, какие перспективы открываются перед экономикой Азербайджана?

Oqtay.jpg- В стратегическом плане Азербайджан через определенное время превратится в крупную транзитную страну. Известно, что нефть и газ имеют свойство через определенное время заканчиваться, в то время как созданная транспортная инфраструктура прослужит своей стране на вечные годы. Стратегические цели, которые поставило перед собой наше государство, активно реализуются. За последние 10-15 лет в Азербайджане введено в эксплуатацию много инфраструктурных объектов, и все они построены на достаточно высоком уровне. Все это позволяет нашей стране участвовать в важных транспортных проектах. Несколько дней назад на встрече президентов Азербайджана, России и Ирана обсуждался коридор «Север-Юг». И в данном случае именно Азербайджан явился связующим звеном для России и Ирана, объединив железнодорожные пути этих стран. Я помню, как проект этого транспортного коридора обсуждался еще в советские годы, тогда, по разным причинам, к этой идее серьезно не отнеслись.

Однако теперь никто не сможет отрицать перспективность проекта «Север-Юг», который будет таким же многообещающим, как и «Шелковый путь». В то же время Восток с Западом будет соединен через другой железнодорожный путь - Баку-Тбилиси-Карс. Это еще один перспективный проект, который будет реализован при поддержке Азербайджана. Во всех этих транспортных проектах заинтересованы страны региона: Азербайджан с точки зрения перспективы, связанной с развитием ненефтяных отраслей экономики, а также Россия и Иран, которые смогут улучшить торгово-экономическую деятельность благодаря сокращению пути транспортных перевозок. В свою очередь все больше стран проявляют заинтересованность в этих коридорах, в частности Индия, которая уже изъявила желание участвовать в проекте «Север-Юг», так как считает его самым перспективным и безопасным в регионе.

- В целом, как вы оцениваете тенденции, наметившиеся в последнее время в азербайджанской экономике?

- Хотя мы и страдаем из-за низких цен на нефть и определенных трудностей в банковской сфере, тем не менее, несмотря на все это, Азербайджан продолжает довольно серьезными темпами развивать ненефтяной сектор экономики страны. В частности, проводятся работы в области сельского хозяйства, где создаются крупные предприятия, которые будут эффективно работать благодаря тому, что в этой сфере есть большой экспортный потенциал. В то же время государство сделало акцент на промышленный сектор: созданы новые промышленные зоны, и отрадно, что возводятся они не в Баку, а в регионах, что позволит ко всему прочему усилить региональное развитие страны.

Хочу отметить, что все, что происходит в Азербайджане, совершается системно, чувствуется последовательность в работах, проводимых государством по укреплению и развитию экономики в кризисных условиях.

- А как же быть с ситуацией в банковской сфере? Закрытие ряда банков, повышение учетной ставки Национального банка, что нас ждет дальше?

{NEWS_1}- На самом деле, для такой страны, как Азербайджан, иметь 44 банка - нонсенс. У большинства из них был небольшой уставной капитал, который немного превышал 50 миллионов манатов. И поэтому в кризисной ситуации многие из банков ушли со сцены или объединились друг с другом. На сегодняшний день в стране есть 5-6 банков, которые отвечают требованиям международных финансовых структур. Я считаю, что в Азербайджане должно быть не больше 15-17 банков, уставной фонд которых будет составлять, как минимум, 200 миллионов манатов. В конечном итоге, в стране останутся действовать только самые здоровые банки.

- Президент Азербайджана подписал распоряжение о проведении в стране налоговых реформ. Как вы думаете, насколько они смогут облегчить налоговое бремя? На кого они в первую очередь рассчитаны?

- С точки зрения функциональности, нам необходимо совершенствование налоговых структур. И принятое главой государства распоряжение это очень правильное решение, которое преследует стратегические цели. Реформы направлены на либерализацию налоговой системы и позволят стимулировать предпринимательство, в частности, малый и средний бизнес. Однако, предстоит еще многое сделать в этой сфере. Так, предусматривается внесение изменений в расчет НДС, который в данный момент составляет 18 процентов. Какие именно изменения будут пока неизвестны, но мне кажется надо дифференцировать эту цифру для малого и крупного бизнеса. Как известно, основная цель принятого документа - снизить налоговое бремя на предпринимателей и упростить административные механизмы.