AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB

Эксперт Александр Караваев: Азербайджан в "белом списке" ОЭСР. Что это значит для бизнеса...

Москва-Баку
26.11.2016 19:24
Церемония подписания протокола о присоединении Азербайджана состоялась в ходе встречи министра налогов АР Фазиля Мамедова и генерального секретаря ОЭСР Хосе Анхеля Гурриа Тревиньо в штаб-квартире ОЭСР в Париже в 2014 году
   

По версии Глобального форума Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Азербайджан оказался в числе государств, которые "в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, в сфере обмена информацией и прозрачности в налоговых вопросах", что полностью соответствует международным стандартам.

be7bfc3c1d8c419385c4a85893a21ff7.jpgИнтересно, что получение статуса в ОЭСР произошло на фоне торможения переговоров Азербайджана с ВТО. Если ОЭСР, скорее глобальный регулятор инструментов управления экономикой, то ВТО регулятор торговых режимов. Они идут как бы параллельными курсами. Однако, последние годы ОЭСР становится более влиятельной структурой, нежели ВТО: престиж и значимость ВТО снижается на фоне формирования других мегаструктур, каковым, например, является Транс-тихоокеанское партнерство. Поэтому торможение переговоров Азербайджана по вступлению в ВТО, вполне закономерно. Нужно понимать, что азербайджанская экономика получит удар внешней конкуренции, в то время как определенное торможение с ВТО скорее идет на пользу развитию национальной промышленности. С ОЭСР таких проблем не существует, в принципе. 

Министерство налогов сделало заявление, что получение такого статуса дает Азербайджану возможность позиционировать себя как страну, обеспечивающую благоприятную инвестиционную среду и прозрачность финансовых операций. 

Три категории

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов». Интересно, что буквально на следующий день, после получения Азербайджаном рейтинга ОЭСР, Ильхам Алиев выпустил распоряжение об утверждении «Национального плана действий по борьбе с легализацией денежных средств или другого имущества, нажитых преступным путем, и финансированием терроризма на 2017-2019 годы». Это совпадение не столько символично, сколько знак того, что Баку намерен серьезно взяться за процесс прозрачности финансовых организаций, структур власти, что непосредственным образом отразится в расширении предпринимательской активности в стране.

Вообще, появление этого стандарта в ОЭСР относительно недавняя история. В 2009 года по результатам саммита G20 был издан документ под названием «Текущий доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементации налоговых стандартов, принятых на международном уровне». Данные стандарты предусматривали обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. В этом докладе ОЭСР впервые разделила все государства на три категории.

Так называемый «белый список» - это юрисдикции, которые в достаточной степени внедрили международные налоговые стандарты - порядка 40 стран, среди которых теперь и Азербайджан.

«Серый список» - государства, которые взяли на себя обязательства по принятию международных налоговых стандартов, но пока ещё не в достаточной мере их ввели - это 36 налоговых убежищ от Андорры и Бахрейна, до Сингапура и Швейцарии.

«Чёрный список» - юрисдикции государств, которые не взяли на себя обязательства по принятию международных налоговых стандартов - это четыре государства (Коста-Рика, Лабуан, Уругвай, Филиппины).

Напомним, что эффективность налоговых и административных реформ Азербайджана была отражена в рейтинге легкости ведения малого и среднего бизнеса Doing Business-2017 (65-е место среди 190 стран). Согласно отчету, в период с июня 2015 года по июнь 2016 года Азербайджаном были проведены три успешные реформы. Они касались налогообложения, подключения к системе электроснабжения и ведения международной торговли. По оценке ВБ применение электронных импортных и экспортных таможенных деклараций, упростили приграничную торговлю; ликвидация налога на транспортные средства для населения также сыграла позитивную роль в экономике. К примеру, реформа по уплате налогов автоматизировала платежи, а в международной торговле - таможенное оформление, что включало также подачу экспортных и импортных деклараций в online-режиме. Введенная в Азербайджане электронная карта энергосетей теперь позволяет с легкостью определять наличие свободной мощности, необходимое для подключения время, и точку подключения новых потребителей.

Повышение экономических рейтингов играет определенную роль в деле реализаций соглашений об избежании двойного налогооблажения - важнейшем инструменте продвижения национального бизнеса за рубеж. 47 из 51 подписанных Азербайджаном соглашений уже вступили в силу. Ведется работа по устранению двойного налогообложения с такими странами, как Туркменистан, Португалия, Оман, Албания, Кыргызстан, Индия, Сирия, Бангладеш и Малайзия.

Элементы новой экономики

Что это значит для азербайджанского бизнеса? Одно из существенных последствий - аккумуляция внешнего капитала по каналу «проектного финансирования» (project finance), взаимообмен проектными активами, расширение доступа на рынок других стран на безвозмедных основаниях (соинвестирование), и как следствие появление преобразующих социальных инвестиций.

Чтобы понять как это работает, приведем несколько абстрактных примеров. Благодаря соглашениям об избежании двойного налогооблажения, крупный производитель продовольствия или компания из сферы ритейла получает возможность работать в Азербайджане напрямую с фермерами: проводить агрономические консультации, давать гарантии под банковские кредиты, помогать с техникой и удобрениями. Благодаря повышенным урожаям, вследствии применения технологий, возрастут доходы азербайджанских аграриев, и как следствие улучшится социальная среда.

Второй пример. Зарубежный поставщик какого-либо дорогостоящего штучного оборудования в Азербайджан (промышленной установки, станка, котельной, двигателя, трансформатора и т.д.) может вместо платы за него получить долю в азербайджанском проекте. В результате объем востребования финансирования в этом проекте может быть снижен кратно.

Наконец еще один пример, от обратного. Улучшение позиций прозрачности и других международных показателей качества регулирования экономикой может открыть и такую реальность. Крупный азербайджанский экспортер готовой продукции или госконцерн может поставить задачу выкупить сетевой магазин в другой стране (в том числе для продвижения азербайджанской продукции), а часть средств предоставить в виде доли в продукции или производстве в Азербайджане.

Конечно, подобные сделки могут состояться и без необходимых рейтингов. Но тогда, им сложнее продвигаться через контрольные инстанции и меньше шансов стать одобренными.

Таким образом, мы видим элементы новой экономики, которые возникают как следствие более качественного госадминистрирования и ставки на прозрачность. Баку постепенно движется в этом направлении.