AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Эксперты: На Азербайджан смотрят как на эталон национального государства

Юрий Югов, «Москва – Баку»
23.11.2015 16:42


В последние недели внимание политологов привлекла к себе жизнь азербайджанской общины в Иране. Поводом для этого послужили массовые манифестации азербайджанцев, причем, в первую очередь молодежи, студентов, прокатившиеся в ноябре по городам северо-запада Исламской республики.

Как сообщал на минувшей неделе портал Vesti.az, миллионы азербайджанцев в Иране провели акции протеста, требуя объяснений от руководства и принятия в парламенте закона против расизма. Поводом стал короткий юмористический сюжет, показанный в начале ноября в детской передаче по государственному телеканалу «Иран-II». По мнению демонстрантов, сюжет задевал их национальные чувства. Власти в ответ закрыли оскандалившуюся телепередачу, а виновного за ее выпуск сотрудника телеканала отстранили от работы.

Как известно, азербайджанцы составляют в Иране отнюдь не меньшинство – их численность не намного уступает там численности титульной нации, а представители азербайджанского народа занимают ведущие позиции и в экономике, и в госаппарате, в том числе и в армии, и в духовной вертикали власти.

«Телепередача многих задела за живое и в самом Азербайджане, поскольку понятие нации не имеет границ, - рассказал порталу «Москва – Баку» глава бакинского клуба политологов «Южный клуб» Ильгар Велизаде. - Часть жителей Азербайджана отнеслась с недоумением к этой выходке, а часть даже встретила ее враждебно. Но официальный Баку проявил сдержанность, учитывая дружественный характер отношений двух стран. И посол Ирана даже публично поблагодарил наши власти за эту сдержанность».

Азербайджан сам столкнулся с агрессивным сепаратизмом, поэтому даже косвенная поддержка таких движений расценивается как вмешательство во внутренние дела другой страны, пояснил он. 

«Азербайджан с первых лет независимости, не считая нескольких лет правления «Народного фронта», не вмешивается в политические дела Ирана», - напомнил он.

Азербайджанцы были вынуждены выйти на манифестации, поскольку стали жертвами «бытового национализма», считает Велизаде. 

«Не секрет, что бытовой национализм распространен во многонациональных государствах. У этого феномена, к сожалению, есть сторонники и на государственных телеканалах, - посетовал политолог - В данном случае люди, которые давали добро на эту телепередачу, не ожидали такого эффекта».

Государствообразующий народ

Но в целом, напоминает Велизаде, азербайджанцы в соседней республике отнюдь не чувствуют себя людьми второго сорта.

«Официальная идеология еще испокон веков, со времен шахов, заключается там в том, что Иран – это сплав разных народов. И даже при Хомейни государственная идеология не претерпела изменений. Хотя часть гуманитарной элиты в южном Азербайджане и пытается себя немного иначе осознавать. Они себя считают в первую очередь азербайджанцами в таком же плане, как и мы себя считаем азербайджанцами, - пояснил политолог. - А есть, которые даже считают себя представителями одной из государствообразующих наций Ирана».

«Дома они говорят на прекрасном азербайджанском языке, очень чисто, на мой взгляд, - уточняет Велизаде. - Например, иранский посол в Баку свободно говорит по-азербайджански. В литературе, в поэзии азербайджанский язык используется очень активно. Образование они тоже получают на родном языке. В школах приняты только факультативные занятия, в университетах – тоже».

«Многие южные азербайджанцы в определенной степени смотрят на северный Азербайджан как на эталон национального государства. Но при этом не приходится говорить о таком восприятии, как «старший брат» или «младший брат», хотя интеллигенция и осознает феномен «разделенного народа». Есть взаимный интерес, родственные узы, гуманитарные, культурные связи, люди часто ездят друг к другу», - перечислил Велизаде.

Но политические процессы в южном Азербайджане развиваются по совершенно иной спирали, напомнил эксперт. 

«Северный был в составе России и Советского Союза, поэтому здесь принятые другие ценностные категории, другие приоритеты общественного развития. И нельзя сказать, что общественные настроения перекидываются с юга на север или наоборот», - отметил политолог.

Напомним, что Азербайджан и Иран хотя и называются республиками, и официально, и фактически представляют из себя совершенно разные формы правления.

Иран представляет собой пример теократии, и главой государства там считается не президент, а духовный лидер - верховный аятолла. Кстати, примечательно, что нынешний глава Исламской республики, верховный аятолла Али Хаменеи – азербайджанец по происхождению.

В то же врем, как говорил в одном из своих выступлений президент Азербайджана Ильхам Алиев: «У нас религия отделена от государства. Азербайджан - светское государство и очень дорожит этим. В то же время мы все относимся к религии с большим уважением, это часть нашей истории, нашей культуры, нашего самосознания».

Эксперты отмечают, что азербайджанская модель остается образцом для многих стран, поскольку в этой республике мусульманское большинство совершенно гармонично уживается с меньшинствами, исповедующими другие религии, - в том числе христианство или иудаизм.

«Это очень привлекательная модель светского государства, в то же время без серьезных внутренних, религиозных и иных противоречий», - говорил в недавнем интервью порталу «Москва – Баку» российский политолог, член Общественной палаты Георгий Федоров. По мнению, это модель взаимоотношений с внешним миром тоже успешная, - с соседями, с партнерами и даже с политическими противниками. «Соответственно, другим странам есть чему поучиться у Азербайджана, – отмечал политолог.