AZN = 55.05 RUB
USD = 93.59 RUB
EUR = 99.79 RUB

Историк-этнограф Моисей Беккер: После визита в Азербайджан Папа Римский расскажет о примере толерантности в этой стране всему миру

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
24.09.2016 02:27


2 октября Баку с официальным визитом посетит Папа Римский Франциск. Это значимое событие совпало с Годом мультикультурализма, объявленным президентом Ильхамом Алиевым. Азербайджан является примером толерантности, в стране на самом высоком уровне сохраняются и пропагандируются идеи и традиции мультикультурализма.

О толерантности в Азербайджане и ожиданиях от предстоящего визита Папы Римского в интервью «Москва-Баку» рассказал историк-этнограф, старший научный сотрудник Института по правам человека, представитель Бакинской религиозной общины грузинских евреев Моисей Беккер.

 

- Моисей Владимирович, на следующей неделе планируется визит в Азербайджан Папы Римского Франциска. Что вы ожидаете от этого визита?

- Католическая церковь в Азербайджане существует уже несколько веков. В конце прошлого века, во многом благодаря усилиям общенационального лидера Гейдара Алиева, она вновь возродилась. Сам факт, что в мусульманскую страну приезжает Папа Римский, еще раз свидетельствует о том, что Азербайджан привержен принципам толерантности и в стране мирно сосуществуют разные религиозные концессии. Ведь посмотрите, Папа Римский никогда не был, например, в Саудовской Аравии, Пакистане или Алжире, в то время, как в нашу страну приезжает уже второй понтифик. Это говорит об авторитете Азербайджана как толерантной страны, где все религиозные концессии пользуются равными правами.

К примеру, в Армении разве сохранилась хоть одна мечеть или мусульманская община? На самом деле их там нет, в то время, как у нас действуют синагоги, православные и католические храмы. В этом плане азербайджанцы, как самая толерантная нация на Кавказе, оказываются в выигрышном положении.

Стоит признать, что Ватикан обладает большим мировым влиянием. Полтора миллиарда католиков - это совсем не маленькая сила. Папа Римский приедет в Азербайджан, а затем расскажет об увиденном здесь, о толерантности и мирном сосуществовании религий всему миру. Это, несомненно, станет большим плюсом для имиджа и авторитета Азербайджана на мировой арене.

- Как вы считаете, в чем заключается азербайджанская модель мультикультурализма?

- Толерантность воспитывается с детства, но вырабатывается веками. Настоящая толерантность существует на генетическом уровне, ее невозможно привить за один год или десятилетие. Уникальность Азербайджана в том, что здесь все происходило естественным путем, никогда не издавалось законов или правил, которые бы предписывали народу, что нужно быть терпимыми к другим нациям.

В нашей стране не было конфликтов или ненависти на религиозной почве, за принадлежность к другому народу никогда не преследовали. К переселявшимся сюда народам испокон веков относились с сочувствием, теплотой и заботой. И это, несмотря на то, что ведь, по сути, сюда приезжали чужые люди, говорившие на непонятном языке и исповедовавшие другую религию. Однако со временем пришлые народы ассимилировались, оседали, постепенно становились своими и живут в Азербайджане до сих пор. На самом деле все это способствовало только взаимообогащению культур, населявших страну народов, сохранению их языков и традиций.

- Получается, толерантность сложно прививается?

- Посмотрите на то, что сегодня происходит в Европе. Германия 70 лет, после Второй мировой войны и миллионов погибших в ней и в концлагерях, пропагандировала толерантность. И вот, теперь в этой стране появилась партия «Альтернатива для Германии», которая призывает перекрыть дорогу в Европу мигрантам и очистить страну от беженцев. Вот на этом примере, как вы думаете, можно ли привить толерантность народу? Получается, что нет, в Германии это не получилось, ведь рано или поздно наступает непринятие существующей действительности.

- Европейские СМИ все чаще пишут о том, что идея мультикультурализма провалилась на Западе. Как вы думаете, почему это произошло?

- Европу уже сложно назвать толерантной. Внешне складывается ощущение, что европейцы спокойно относятся к наплыву мигрантов. Однако на самом деле, в то время, как многие молчат, есть активное меньшинство, которое уже говорит от имени большинства. Они не согласны с тем, что мигранты получают в их стране социальные блага, внедряют свои воззрения, отсюда иногда возникают конфликты.

И, хотя эти конфликты создаются, чаще всего, отдельными представителями или небольшими группами беженцев, тем не менее, ненависть испытывается ко всем, кто, по сути, приехал в Европу спасаясь от нищеты, насилия и бесправия в своей стране. Правительства европейских стран пытаются убедить свой народ, что террористы и ислам - это разные понятия, тем не менее, не все воспринимают это как действительность. Сегодня мы наблюдаем в Европе опасную тенденцию, которая может привести к весьма плохим последствиям.