AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

Политолог Михаил Ремизов: Динамика поставок продукции из Азербайджана в Россию будет только возрастать

Юлия Строгая, "Москва-Баку"
19.08.2015 14:35


Российский политолог Михаил Ремизов уверен, что США своей деструктивной политикой только прибавляют проблем мировому сообществу. Сметя светские режимы на Ближнем Востоке, Вашингтон практически открыл заслонку расползанию ИГИЛ в регионе, а странам СНГ предстоит коллегиально решать эту проблему. 

- Михаил Витальевич, недавно создано Федеральное агентство по делам национальностей. С какими первостепенными вызовами столкнется агентство, на ваш взгляд эксперта?

- По словам главы ведомства, Игоря Баринова, важно осуществлять качественный мониторинг этно-конфессиональной ситуации по России. Надо видеть и понимать риски. До сегодняшнего времени в информации и понимании наблюдался дефицит. К сожалению, мы реагируем, когда конфликт уже произошел. Избыточная иммиграция, монополизация каких-либо экономических ниш этническими группами, передел бизнеса такими группами, идеологический фактор вовлеченности в радикальный ислам – здесь есть почва для будущих конфликтов. Нацизм, к слову, поднялся ровным счетом на том же самом. Он был популярен и привлекателен для умов. Такие вызовы необходимо отслеживать, проводить исследования и контролировать. Однако сегодня в России нет такой матрицы замера современных процессов. Даже муниципалитеты, по сути, не собирают статистику, имеющую отношение к делу. Странам СНГ необходимо больше обмениваться информацией.

Кстати, светские режимы на Ближнем Востоке были существенным заслоном экстремизму. Однако, в результате безответственной и деструктивной политики США, светские режимы были сметены. Пример – Ирак, Ливия, Сирия. Демонтировав режимы этих стран, Вашингтон практически открыл дорогу исламистской экспансии и строительству нового халифата. Более того, США ведут сегодня «прицельную работу» против стран, которые «собрали чемодан» в Евразийский союз, это Армения и Киргизия. В этих странах работает сеть НКО под патронажем из Вашингтона. В Армении уже беспорядки, которые имели явный антироссийский подтекст.

- Запад, по вашим словам, «сметает» светские режимы. Но Азербайджан также светское государство. Оцените риски?

- Если говорить о мусульманских республиках постсоветского пространства, то большая часть стран делает акцент, конечно же, на светские ценности. Это - Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан. В Узбекистане, по определению, оказывается жесткий прессинг на исламистов. В Киргизии ситуация более либеральна. Нет сомнений, что с нарастанием волны воинствующего исламизма, светские режимы на постсоветском пространстве будут испытывать всё большее давление. Однако в эпицентре всё же я вижу Среднюю Азию, откуда многие граждане уезжают воевать как на стороне «Исламского государства», так и в афганско-пакистанский регион. Однако страны СНГ коллегиально работают, чтобы противостоять вызовам.

- Строительство транскаспийского газопровода по дну Каспия до сих под находится в «подвешенном состоянии». По мнению экспертного сообщества, появление на турецком рынке туркменского газа лишь создаст конкуренцию азербайджанским поставкам газа по трубе «Баку – Тбилиси – Эрзерум». Оцените ситуацию на Каспии, с точки зрения экономики и безопасности?

- На Каспии снимается напряженность по Ирану. Военные удары по Ирану уже не будут нанесены со стороны США или Израиля. Значит войны с Ираном не будет, а ситуация идет только на пользу государствам Каспийского региона. Однако, по Каспию у стран остаются разногласия. До сих пор не урегулирован статус, что блокирует транскаспийский трубопровод (Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция) по доставке туркменского газа в Европу. ЕС сегодня интересны два проекта. Это раскупорка иранского газа, что произойдет еще не скоро, и туркменский газ. Но даже в долгосрочной перспективе я не вижу здесь особых подвижек. Скорее всего, вопросы не будут решены ещё очень долго.

- Политика России в Закавказье?

- Одним из серьезных успехов за последнее время это - разрядка в отношениях с Грузией. А вот одним из важных поводов для беспокойства на Закавказье – это нагорно-карабахский конфликт. Россия в вопросах Нагорного Карабаха стремится к балансу и заинтересована в том, чтобы не было войны. С одной стороны, Москва не может игнорировать Ереван, с другой стороны, Баку – важный партнер в регионе. Минская группа ОБСЕ в решении вопроса не приносит результата. По мнению независимых экспертов, «формула» урегулирования конфликта выглядит так: Азербайджану должны вернуться районы, занятые за пределом Нагорного Карабаха. А сам Нагорный Карабах должен уйти в «свободное плавание». Но пока стороны не готовы.

- Главы государств-членов ШОС на заседании в Уфе подписали документы о предоставлении Азербайджану статуса «партнера по диалогу». Будущее этих организаций?

- ШОС становится влиятельной структурой в процессе евразийской интеграции. Страны постсоветского пространства выходят из своего «кокона» благодаря ШОС. Появляется новый дипломатический уровень взаимодействия. К тому же, организация перестает быть чисто китайской, как это было раньше. Еще одна архиважная функция ШОС – коллегиальная работа стран по выработке антикризисных решений. Трансграничные конфликты, террористические угрозы, всё это можно решать в рамках ШОС. Запад сегодня реализует стратегию «мы не замечаем и игнорируем ШОС и БРИКС». Первоначально БРИКС вообще был придуман как статистическая группа, а не международный блок или альянс. Но вдруг ШОС и группа БРИКС начали активно развиваться, возникают альтернативные Западу институты, аналоги Всемирного Банка, МВФ. Сейчас идут разговоры о создании альтернативных рейтинговых агентств, аналогов Fitch, Standard&Poor’s и прочих. Под эгидой БРИКС и ШОС, полагаю, будет придумано много вещей. Такие процессы весьма продуктивны, ведь основные международные институты сегодня ненезависимы, почти не имеют права голоса и подконтрольны США. А МВФ, Всемирный Банк и др. сегодня находятся «в кармане» у одного игрока.

- СМИ активно обсуждают перспективы развития интеграционных объединений на Евразийском континенте. Появился Евросоюз, объединив в свои ряды европейские страны. Оцените возможность возникновения похожих союзов, но уже на постсоветском пространстве?

- Если мы говорим о Евразийском экономическом союзе, то согласно подписанным соглашениям, достигнут некий предел интеграции, выше которого «прыгнуть» уже сложно. Следующий этап интеграции – только валютный союз. Но надо быть реалистами, к общей валюте страны еще не готовы. Это видно по заявлениям и в Астане, и в Минске. Даже скажу больше, наблюдая ситуацию с ЕС, мы видим уже все риски единого валютного пространства. Полагаю, в ближайшие годы РФ сосредоточится только на работе с подписанными ранее соглашениями.

- Украинский кризис находится в центре мирового внимания. А не получится так, что российское экспертное сообщество настолько приковано к изучению процессов на Украине, что работа по другим вопросам, в том числе и по Закавказью, будет в некоторой степени упущена?

- На мой взгляд, Украина сегодня фактор, от которого зависит очень многое. Это и политика, и экономика, и настроения людей. Однако угроз и возможностей на южном и восточном направлении никто «не сбрасывает со счетов». Полагаю, в долгосрочном плане, угрозы связанные с «Исламским государством» (ИГИЛ) и «Талибаном», могут оказаться наиболее серьезными, чем даже украинский кризис.

- Что вы думаете о перспективах импортозамещения российских прилавков продукцией из стран СНГ?

- Безусловно, ответное продуктовое эмбарго, введенное Россией в отношении европейских стран после санкций ЕС, выгодно странам СНГ. Могу предположить, что динамика поставок продукции из Азербайджана на рынки РФ будет только возрастать. Развитие внутреннего рынка и импортозамещение – сегодня одни из основных направлений продовольственной безопасности РФ. К сожалению, за последние 20 лет Россия также утратила позиции на огромном внутреннем рынке. Пришло время наверстать упущенное и усилить сектор отечественного производства и двустороннего сотрудничества. Это, к слову, секрет успеха многих развитых стран. Нам не надо смотреть на санкции. Необходимо продолжить развитие, даже, когда санкции будут сняты.