AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB

Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев: Азербайджанская повестка Давоса-2017

Москва-Баку
25.01.2017 19:29

Встречи Ильхама, которые собственно и сформировали азербайджанскую повестку на всемирном экономическом форуме в Давосе можно свести к четырем приоритетам - первый, это оценка рисков и поиск партнеров в сфере нефтегазового рынка, второй - поиск инвесторов в реальный сектор (в качестве темы обозначилась фармацевтика, переработка мусора, транспорт), третий - оценка азербайджанских инвестиций в западные фонды и компании, четвертый приоритет - взгляд за горизонт, речь об экономике искусственного интеллекта и глобальной экономической реальности совершенно другого качества, которая уже наступила, но не все ее увидели...



Ильхам Алиев чувствовал себя в Давосе достаточно уверенно - накануне открытия Давоских дискуссий, ВЭФ представил индекс инклюзивного развития (Inclusive Development Index) отдельно ранжируя 29 развитых и 78 развивающихся стран, в этой группе Азербайджан занял второе место после Литвы, опередив Венгрию.

be7bfc3c1d8c419385c4a85893a21ff7.jpgСчитается, что индекс инклюзивного развития точнее оценивает качество экономики, чем оценка индикаторов роста ВВП "по-одиночке". Сами по себе, столь высокие показатели Азербайджана уже достижение, и конечно это было отличным стартом для делегации в Давосе. Тем более на фоне его тревожной повестки.

Страхи Давоса

Основная канва форума в этом году - социальное и психологическое напряжение, влияющее на экономику и отдельный бизнес. Официальная тема форума сформулирована как «Чуткое и ответственное лидерство», через призму которой ВЭФ требует признать очевидное - в тех сегментах общества, где отсутствуют экономическое развитие и социальный прогресс, нарастают разочарование и недовольство. Программа достаточно недвусмысленно отражала степень тревожности собравшихся на сессиях с красноречивыми названиями «Стресс», «Психология популизма», «Как устранить кризис среднего класса», «Толерантность в переломный момент», «Эра пост-Евросоюза», «Почему факты нас не объединяют», наконец, «Политика страха или восстание забытых?».

Реакция Давоса, то есть элиты мировой экономики, на последние мировые тенденции понятна - поведение современного общества (и на Востоке и на Западе) лучше описывается не рациональными моделями, а вероятностными. За обоснование иррациональности поведения инвесторов была даже вручена Нобелевская премия социальному психологу Даниелу Канеману.

Еще один вывод из этого обстоятельства - технологии пока бессильны против человеческой иррациональности.

Интуиция и субъективные оценки руководителя бизнеса или главы государства, если они верны, то оказываются как бы из недр самой жизни (по принципу - "таксисты говорят") , чем самый крутой анализ Big Data, самый совершенный мета-анализ опросов и самый продвинутый анализ мнений в социальных сетях. Таким образом, интуиция и субъективные оценки работают пока, что точнее самой крутой математики из-за принципиальной иррациональности решений, принимаемых большинством. Поэтому миллиардер и человек живущий на 20 долларов в день, по-прежнему, оказываются в одинаковой степени у черты неизвестности глядя в день завтрашний. Совершенно ошеломляющим примером разгрома "математических моделей" стала победа Дональда Трампа - когда все результаты анализов предпочтений и соцопросов говорили о победе кандидата от демократов, победу одержал республиканец. Похожие ситуации встречаются и в бизнесе, особенно когда речь идет о биржевых играх и скачках акций. Да и не только в этой весьма спекулятивной сфере. Зачастую неизвестно как небольшое изменение в рекламной компании какого-либо традиционного товара может изменить его продажи.

Каков из этого вывод? Он в том, что по-прежнему хорошо работает старый-добрый способ - ручное управление экономикой, личные переговоры и формирование повестки, напряжение интуиции, отличной памяти и собственного багажа знаний, а также прочие средства эффективного контроля руководителей 20 века за развитием событий - они никуда не уходят. Собственно это и демонстрирует Алиев - он лично договаривается с инвесторами и лично консультируется - уже более 10 раз посетивший Давос, что и было отмечено Клаусом Швабом, вручившим азербайджанскому президенту, накануне открытия форума, знак почетного члена Давосского клуба. Вообще, это редкий пример, того как "не западный" президент столь длительно погружен в повестку Давоса. Теперь, непосредственно о встречах Алиева и об азербайджанской повестке форума.



Фармацевтика

Две встречи - с руководством компании VPS Healthcare (ОАЭ) и Procter and Gamble Europe - показали особый интерес к развитию связей Азербайджана в области здравоохранения и фармацевтики. В 2017 году

Азербайджан готовится создать национальную сеть фармацевтических производств - в марте будет проведена церемония закладки фундамента уже третьего по счёту фармацевтического завода. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами из разных стран, включая Иран и РФ по развитию данной отрасли. Сейчас Азербайджан зависит от импорта лекарств почти на 100%, однако в ближайшие 2-3 года будет наблюдаться серьёзный скачок в этой сфере. В частности, совместное азербайджано-иранское предприятие Caspian Pharmed после обеспечения внутреннего спроса в Азербайджане планирует экспорт медикаментов и его сырья объемом порядка $100 млн. в год на рынки России, Грузии, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, в другие страны Средней Азии.

Транспорт

Алиев принял участие в интерактивном заседании «Эффективность Шелкового пути» и ответил на вопросы экспертов, интересовавшихся какие условия создаются инвесторам в рамках этого проекта и проекта "Север-Юг" - президент соединил эти два проекта в своем выступлении. Алиев акцентировал внимание на строительстве нового порта в Баку и появляющихся в связи с этим возможностями: "Одновременно мы создаем специальную инфраструктуру для организации особых промышленных зон в различных регионах Азербайджана вдоль транспортных коридоров, и по мере проведения туда воды, газа, электроэнергии, дорог, железных дорог, частный сектор участвует уже в качестве инвестора. Таким образом, мы стараемся создать для частного сектора хорошие условия, избавить его от тяжелой финансовой нагрузки и стимулировать бизнес, создавая инфраструктуру за счет государства".

Интересно, что Азербайджан оказывается ведущей страной Шелкового пути, которая активно развивает два трека международных транспортных коммуникаций.

Одним из важных инвесторов в этом сопряжении проектов может стать Исламский банк развития (IDB). Сферами для инвестиций банка могут быть промышленные парки и зоны, производство стройматериалов, металлургия, машиностроение и приборостроение, химическая промышленность. История сотрудничества IDB с Азербайджаном (банк инвестировал в страну около $1 млрд. по 18 проектам) говорит о перспективах на будущее.

Экология и бизнес


Пятнадцадь сессий Давоса были посвящены проблемам изменения климата, и еще девять - чистой энергетике. А вне официальной программы на закрытых совещаниях встретились порядка 60 гендиректоров различных компаний, также обсуждая эти вопросы. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), достижение целей, прописанных в Парижском соглашении об ограничении выбросов 2015 года, потребует до 2030 года от всего мира расходов на $13,5 трлн. Как подсчитал Bloomberg, только за прошлый год инвестиции в чистую энергетику составили $287,5 млрд.

Азербайджан уже озадачен проблемами дефицита воды для ирригационных сооружений, предпринимает усилия в области альтернативной энергетики, отдельные поручения Ильхама Алиева в 2016 году касались стимулирования развития современной системы переработки бытовых отходов.

Собственно этой теме и была посвящена встреча Алиева с Эриком Олсеном, руководителем группы компаний LafargeHolcim, он проинформировал о проводимой работе и возможностях компании в области охраны окружающей среды, сжигания бытовых отходов. Обсуждались возможные инвестиции в Азербайджан.

Нефть и газ

Традиционно Давос, считается основным местом, где можно обсудить среднесрочные цены на сырье, и главное из них - нефть. Встречи Алиева с главами основных компаний, ведущих работу на Каспии, многие годы - обязательная часть его программы. В этом году он провел переговоры с главой Statoil, обсуждая вопросы, связанные с месторождением «Азери-Чираг-Гюнешли», в том числе «Карабах», «Ашрафи», «Дан улдузу» и «Айпара», а также вопросы сотрудничества с азербайджанской SOCAR. С Вагитом Алекперовым обсудили перспективы российской LUKOIL и стоимость нефти в 2017 году, а с Робертом Дадли (ВР) состоялся обмен мнениями относительно реализации и перспектив проектов «Южный газовый коридор», TAP и TANAP.

Достаточно интригующая встреча с министром энергетики, промышленности и природных ресурсов Саудовской Аравии Халидом аль Фалихом. Предметом консультаций Алиева было привлечение саудовских инвестиций в Азербайджан, сотрудничество между Министерством энергетики, промышленности и природных ресурсов Саудовской Аравии и Министерством энергетики Азербайджана, совместная реализация проектов компаниями Saudi Aramco и SOCAR в регионе и в других странах.



В этой встрече участвовал также президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев, что дает повод говорить о возможности координации между компаниями на внешних рынках.

Не будем забывать, что Saudi Aramco крупнейшая нефтяная компания мира по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов и возможно является крупнейшей компанией в мире по стоимости бизнеса ($781 млрд). В начале 2016 года, было объявлено о планах приватизации части компании через процедуру IPO, что по-разным оценкам, позволило бы ей стать одной из крупнейших компаний в мире по капитализации, обогнав американскую Apple. Предположительная стоимость компании, по мнению независимого нефтяного аналитика Мохаммеда аль-Саббана, который ранее работал старшим советником саудовского министерства нефти, составляет $10 трлн.

Кстати, одним из практических итогов, переговоров с саудовцами стало решение провести в первой половине 2017 года в Баку экономический форум под эгидой Совета сотрудничества Персидского залива. Предметом дискуссии станут совместные проекты по развитию сотрудничества в экономике, торговле, инвестировании, энергетике, туризме, сельском хозяйстве, продовольственной безопасности, транспорте, культуре и спорте. На форум прибудут высшие официальные лица, представители министерств, торговых палат, деловые люди, представители частных компаний, суверенных фондов, финансово-инвестиционных корпораций.

За горизонтом событий…

Но самая интригующая встреча Ильхама Алиева в Давосе была с учредителем компании Palantir Technologies Алексом Карпом.



По этому сюжету нужно писать отдельную статью, разбег сюжетов для анализа при минимуме официальной информации, просто колосален. Многие вообще не слышали названия Palantir , другие не представляют, чем занимается компания, а третьи уверены, что она стоит за нашумевшей программой американской разведки PRISM. Официально известно, что Palantir Technologies находится на третьем месте в списке самых дорогих стартапов мира, при этом оставаясь «темной лошадкой», с длительной историей совместной работы с ЦРУ и Пентагоном.

Но в последнее время больше половины оборота компании даёт «мирное» применение технологий, которые лишь изначально были разработаны для спецслужб. Они годятся не только для военных и шпионов и могут найти применение в страховой и фармацевтической индустрии, в сфере недвижимости, в медицине - везде, где требуются компьютеры, а они нужны везде.

Есть несколько сфер деятельности Palantir Technologies, которые позволяют с определенной вероятностью представлять интерес для Ильхама Алиева.

Во-первых, это анализ больших данных Big Data. Зачем это Азербайджану? На самом деле с численностью населения около 10 миллионов человек, Азербайджан может быть хорошо управляемой и "просчитываемой" страной. В особенности для банковского бизнеса, который, посредством денежно-финансовой системы охватывает всю страну целиком. К примеру, по оценке Германа Грефа если сравнить Сбербанк сегодня и пять лет назад, то примерно 50% тех решений, которые принимались людьми, сегодня принимаются компьютерами. Фактически тоже самое постепенно происходит в Азербайджане - старая денежно-финансовая система демонтируется. Лидеры отрасли, в частности, обновленный Международный Банк Азербайджана после кадровых и структурных изменений, скорее всего, примет на вооружение новые технологические решения, позволяющие до 80% всех решений принимать автоматически с помощью искусственного интеллекта. Еще через пять лет наличные деньги перестанут существовать, как и традиционные банки. В этой ситуации нет оставшихся на обочине - вовлекаются все: от деревни, до столицы.

Другая тема - контроль за гражданами, их счетами, потенциальными экстремистами, неблагонадежной элитой и так далее. Palantir, опять же, на вершине рейтинга разработчиков. В этой сфере остаются одни вопросы. К примеру, мы знаем кто организует процесс развития систем искусственного интеллекта. А кто контролирует тех, кто контролирует интернет? Возьмем другой уровень. Новые технологии неизбежно приведут к созданию новых вооружений на стыке интернета и так называемых "умных вещей". Кто гарантирует, что они не будут опробованы в ближайшем будущем отдельными группировками экстремистов? А есть ли хотя бы какой-то план действий на случай появления источника дешевой и чистой энергии, чем на самом деле занять десятки миллионов людей, которым не надо будет работать?

Однако не будем забывать, с чего мы начали - поведение современного общества (и на Востоке и на Западе) лучше описывается не рациональными моделями, а вероятностными.

Поэтому, наиболее очевидная причина переговоров Алиева с Алексом Карпом -консультация по поводу вложения средств. Palantir все-таки это экономическая разведка, качественный прогноз, и лучший стартап в этой области. Сейчас компания продолжает стремительно расти: в 2016 году ее оценивали в $15 млрд, а сами владельцы приобрели ecommerce-стартап Fancy That, что поможет Palantir Technologies заполучить в качестве клиентов ритейлеров. А это тоже важно Азербайджану, которому требуются новые торговые площадки по всему миру для вывода своей экспортной продукции.