Когда-то, в начале 1990-х годов, отец Тофика - известный бакинский фотограф Хиджран Бабаев - также с фотоаппаратом отправился на фронт, чтобы запечатлеть для истории кадры Первой Карабахской войны. Тофику на тот момент исполнилось 10 лет. «Отец рассказывал, как в Агдаме вместе с азербайджанскими военными он отправился в семикилометровую разведку в горы. Как слышал звуки пуль и залпы снарядов. Я удивился: неужели ему не было страшно? Отец ответил: «Думать о смерти не было времени. Я просто делал свою работу»».
Сначала Тофик вместе с несколькими другими фотографами отправился в прифронтовой Тертер, который в первые дни войны подвергся мощному артиллерийскому обстрелу. «Увидев разрушенные от снарядов дома, ужас и боль на лицах мирных жителей, я вдруг осознал, что такое настоящая война», - вспоминает Тофик Бабаев. Той же ночью снова началась бомбежка, а наутро - новые жертвы и разрушения. Все это осталось в его фотографиях.
Потом были Физули, Агдам, Ходжавенд, Кяльбаджар, Зангилан, Лачин, Бейлаган, Джебраил, Гянджа, Барда. В Гяндже Тофику удалось сделать очень трогательный кадр: девочка с собачкой на фоне разрушенного здания. «Этот дом был первым, пострадавшим в ходе обстрела мирного населения Гянджи 4 октября 2020 года. Девочка на моей фотографии выжила благодаря чуду. Во время попадания снаряда в здание она с родителями была на другом конце города в гостях, и семья увидела разрушенный дом только по возвращении. Сначала девочка бродила среди развалин, будто что-то искала». Отец девочки пояснил: «Дочь ищет свои вещи, надеясь, что они уцелели. И ей очень страшно - она перестала улыбаться, до сих пор не отошла от шока». «В этот момент мимо разрушенного дома проходил соседский мальчик с таксой на поводке, и та подбежала к девочке, узнала ее, стала ластиться, вилять хвостом. В это мгновение на лице девочки появилась улыбка. Я понял, что настало время фотографировать, - так родился этот кадр», - вспоминает Тофик Бабаев.
В Физулинском районе, когда фотографы беседовали с местным жителем, в 100 метрах от них взорвался снаряд, разрушив соседний дом. «Сначала было страшно, но профессиональная привычка фотографировать в нужный момент взяла верх. Через несколько минут мы с коллегами уже были у разрушенного дома и, задыхаясь от гари, делали свою работу», - вспоминает Тофик.
На вопрос корреспондента «Москва-Баку» о самом эмоционально тяжелом моменте, который так и не попал в кадр, Тофик отвечает: «В Физули я увидел группу мобилизованных военнослужащих, которые разогревали на костре тушенку. Нацелил на них свой фотоаппарат, хотел поймать нужный кадр. И вдруг почувствовал внутри себя невыносимую боль от осознания того, что кто-то из этих ребят, возможно, так и не вернется домой».
В Джебраиле Тофик случайно встретил своих старых армейских друзей из гянджинской мотострелковой части. Несколько мужчин в военной форме смотрели на него со стороны и что-то обсуждали. Тофику показалось, что их лица ему знакомы. «Пригляделся и узнал! Это был мой заместитель по взводу, прапорщик Сохбетов, и еще несколько армейских друзей. Мы не виделись около 20 лет и очень обрадовались неожиданной встрече. Я сделал этот снимок на память о том дне», - Тофик показывает фотографию.
За три дня до победы азербайджанской армии Тофик вернулся домой. Родственники так обрадовались, что он вернулся живой и здоровый, что решили отметить его возвращение. «Но я сказал: «Давайте отметим в воскресенье, 8 ноября», не догадываясь о том, какой подарок нас ждет в этот день. И, сидя за столом, я сказал, что сегодня мы празднуем не мое возвращение, а освобождение Шуши - нашей культурной колыбели, сердца Карабаха», - поделился фотограф своими воспоминаниями.
Вниманию посетителей фотовыставки «Объектив Победы» представлены десятки документальных снимков, отражающих как боевые будни азербайджанских военнослужащих, так и мирные пейзажи Карабаха после освобождения.
Выступая на открытии выставки, Тофик Бабаев отметил, что его целью было не только запечатлеть исторические моменты, но и передать чувства людей, переживших эти события: «Каждая фотография - это история. История боли, мужества и надежды. Эти кадры напоминают нам о том, какой ценой была достигнута Победа», - подчеркнул автор.
Выставка вызвала большой интерес у посетителей. Среди гостей были ветераны войны, семьи погибших военнослужащих, представители культуры и искусства, а также молодежь.