AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Политолог Александр Караваев: Готовя день завтрашний. Особенности азербайджанской системы образования

Москва-Баку
02.09.2016 16:40


Будущее любой страны зависит от качества образования ее граждан - несмотря на банальность, тезис остается актуальным. На сегодняшний день, образовательная политика Баку черпает силы из двух источников. Во-первых, сохраняет достижения прошлого периода времени, прежде всего, это касается опоры на российское образовательное поле. Во-вторых, увеличивает взаимодействие с известными мировыми центрами, внедряя в высшую школу западные методики образования, доказавшие свое лидерство.

От средней к высшей...

В Азербайджане действуют 327 государственных общеобразовательных школ, преподавание в которых осуществляется на азербайджанском, и по ряду предметов на русском языках (отдельно функционируют еще 16 государственных школ, образовательный процесс в которых ведется исключительно на русском языке). На предстоящий учебный год в бакинские школы принято 10155 учеников, в различные вузы поступили 5611 абитуриентов.

С 2005 года, когда стартовал первый этап госпрограммы реформы системы образования, по 2016 год общий объем госфинансирования этой сферы составил 18 млрд. долларов США. Образовательные учреждения страны оснащены более 47 тысячами персональных компьютеров, около 11,5 тыс. ноутбуками, 2,3 тыс. нэтбуками, а также 5,1 тыс. электронными досками с выходом в Интернет и другой техникой.

Получены первые результаты по итогам второй госпрограммы реформирования системы высшего и среднего специального образования (в период 2009-2013 годы). В частности, усовершенствовано содержание и технология обучения: количество и выбор специальностей высшего образования приведено в соответствие с требованиями рынка труда. Модернизированы структуры вузов, и в целом система их управления с точки зрения современных требований: создаются более тесные связи между вузами за пределами страны, между вузами и школами внутри Азербайджана.

Заметно ускорился процесс формирования Азербайджанской образовательной сети (АОС), основной задачей которой является объединение всех образовательных учреждений страны в единую интернет сеть (около двух тысяч образовательных учреждений страны интегрировано в АОС). Работа ресурса позволяет обеспечивать ускоренный обмен информацией между образовательными учреждениями внутри страны, способствует созданию новых профильных э-услуг в этой сфере и внутришкольных локальных сетей, в которых соединяются компьютерные классы, учительская комната и директорский кабинет.

Каковы важнейшие инновации последних лет? Во-первых, к процессу аккредитации азербайджанских вузов стали привлекать международных экспертов, создана система, определяющая рейтинг университетов. Также на системную основу поставлена организация научно-исследовательских работ в вузах, особенно это касается подготовки специалистов в нефтехимии и других ведущих промышленных сферах страны. В этом году создано государственное Агентство по профессиональному образованию в подчинении Минобразования.

Одна из главных задач дальнейших реформ - полноценный переход к профильному обучению в старших классах во всех общеобразовательных школах страны, то есть начало 12-летнего цикла среднего образования. Следующий момент - организация бесплатного дошкольного образования 5-летних детей на базе общеобразовательных школ. По всему Азербайджану составлен список 5-летних детей, которых с нового учебного года привлекут к дошкольному образованию, а также установят педагогов и школы для организации дошкольного образования по территориям. Задача стратегического планирования - разработка новой госпрограммы по обучению азербайджанской молодежи за рубежом (в рамках задачи стратегии "Азербайджана-2020").

Потребители знаний

Госпрограмма по обучению азербайджанской молодежи за рубежом функционирует с 2007 года, в её рамках на уровнях бакалавриата и магистратуры вузов обучаются свыше трех тысяч азербайджанских юношей и девушек. Эта одна из наиболее продвинутых программ подобного типа в СНГ. С 2015 года принципы формирования групп для учебы за границей стали отличаться от прошлых лет по ряду параметров. Минобразование внесло коррективы в перечень специальностей, расширив спектр образовательных программ. В частности, в нее включены специальности по нанотехнологии и промышленной экологии.

Победители конкурсного отбора для учебы в зарубежных вузах (последние годы от 500 до 650 абитуриентов в год) направляются в университеты и колледжи тридцати стран мира, среди которых Турция, Италия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Чехия, Венгрия, Малайзия, США и другие страны (список превышает 400 учебных заведений). По степени значимости приоритетные специальности разделены на две группы.

В первую включены ветеринария, биология, физика, сельское хозяйство, химия, инженерия, математика и промышленность, медицинские специальности.

Вторая охватывает экологию, промышленную экологию, экономику, управление персоналом, культуру и искусство, туризм. В ходе тестирования предпочтение отдается претендентам, выбравшим специальности первой степени значимости, а также лицам, пожелавшим продолжить учебу в магистратурах и докторантурах иностранных вузов.

Другая, не менее важная, стратегическая цель – обновление преподавательского состава вузов, так и персонала научно-исследовательских институтов. В этой сфере выделяются специальности в области экономики, информационных технологий, аграрной сферы, химической и нефтяной промышленности, а также прикладные науки.

Растут объемы финансирования программы. По официальным данным, с 2008 года на эти цели из бюджета выделено около $115 млн.

Профильное распределение студентов следующее: 31% медицинские специальности; 25% - в области ИКТ; 18% - экономика, 9% - социально-гуманитарные специальности. За последние годы существенно возросло число обучающихся по фундаментальным наукам, в сфере ИКТ, инженерии, нанотехнологий. Наибольшее число азербайджанских студентов обучается в вузах Великобритании, Германии, Турции и Канады.

Порядка 900 специалистов, окончивших зарубежные вузы в рамках данной программы, заняты в различных отраслях экономики страны: на госслужбе, и в частном секторе. Многие занимаются преподавательской и научной деятельностью.

Вместе с Россией

Вузы из третьих стран создают для российской сферы образования в Азербайджане известное поле конкуренции. Однако история взаимных связей российского и азербайджанского образовательного пространства насчитывает почти 150 лет. Первые светские школы, прогресс азербайджанского национального просвещения в конце 19 века, появление национальной интеллигенции, публицистики и первых печатных изданий в Азербайджане неразрывно связаны с российским академическим образованием. За эти годы в едином научно-образовательном пространстве появилось множество азербайджанских ученых, ведущих профессионалов в ряде отраслей экономики. В целом, число школьников, получающих образование на русском языке, по данным за 2014 год, составляет почти 91 тысячу человек. Несмотря на отсутствие специального закона или других правовых норм, поддерживающих русский язык в Азербайджане, русскоязычная наука и культура полноценно развивается.

Около 9 тыс. человек составляла численность студентов из Азербайджана в вузах России в 2012-2013 годах (данные Статкомитета СНГ), к 2016 году эта цифра доходит до 15 тысяч студентов, как по квоте, так и на коммерческих отделениях.

В 2016 году Минобразования Азербайджана констатирует серьёзный рост интереса к обучению на русском языке (если раньше охват русского сектора составлял 6% общего числа учащихся, то теперь этот показатель составляет 14-15%). Обратной стороной этого процесса, становится дефицит учителей.

С разницей в один год - Россия с 2004 года и Азербайджан с 2005 года - наши страны стали внедрять в свои образовательные системы принципы Болонской декларации. Таким образом, транзитный период и индикативный план реформ - формирование организационных, нормативных, методических основ участия вузов и других учебных заведений в процессе приведения образования к международным стандартам, приблизительно совпадают по содержанию и времени проведения. Скажем, в Азербайджане, как и в России, в рамках международных стандартов, количество аудиторных часов по обязательным предметам у студентов вузов уменьшено: в среднем, с 4140 часов до 3305 часов. При этом увеличено время лекций по самостоятельно выбранным предметам - с 10% до 20% от общего времени занятий. Достаточно близки между собой и структуры минимальных государственных требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров, ряд других показателей и стандартов.

В то же время, произошло определенное переосмысление того, что можно получить из процесса глобализации и либерализации образования (ставка на самостоятельность студентов) вкупе с национальным опытом в этой сфере. Сотрудничество азербайджанских и российских вузов как раз исходит из данного принципа: почерпнуть что-то новое для модернизации лучших образцов национального образования, при этом изучить и соотнести российский опыт с азербайджанским.

В 2015 году заключено достаточно перспективное соглашение о сотрудничестве между российским НИУ «Высшая Школа Экономики» и Азербайджанским государственным экономическим университетом (АГЭУ). Принято решение о создании совместного лицея, осуществлении программ по двойным дипломам на уровне бакалавра и магистра, организации online-курсов и проведении совместных научных исследований. Взаимодействие с российским вузом стало дополнительным фактором, повлиявшим на международный рейтинг АГЭУ. Также в 2015 году открылся Бакинский филиал Первого Московского Государственного Медицинского Университета (МГМУ) имени И. М. Сеченова.

Азербайджанская элита, многие видные представители которой воспитаны на лучших образцах российской культуры, несмотря на объективный рост популярности западного образования, видит свое развитие в рамках широкого и гармоничного взаимодействия с российским социокультурным пространством. В этом контексте симптоматична фраза Мехрибан Алиевой, которая кстати является выпускницей Первого медицинского университета им Сеченова, - в одном из своих интервью она отметила – "Лично для меня как в советское время, так и сейчас журнал "Иностранная литература" - это возможность знакомиться с различными произведениями мировой литературы".

Отношение азербайджанской элиты к российской культуре во многом формирует направления межвузовского сотрудничества. В этом плане один из самых удачных примеров взаимодействия российской и азербайджанской высшей школы - азербайджанский филиал Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. Открытый в 2008 году, он стал лучшим среди остальных пяти зарубежных филиалов МГУ в плане наличия собственной учебной инфраструктуры (новейшего кампуса и учебных корпусов, выстроенных специально для вуза по оригинальному архитектурному проекту) и больших бюджетных возможностей.

Взаимодействие вузов России и Азербайджана является не только фактором развития систем образования и науки двух стран, но и явлением, формирующим фундамент долгосрочного социально-экономического и гуманитарного партнерства.