AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB

Представитель Госдумы в КС РФ: Азербайджан – независимая страна и она сама вправе решать, что ей делать

Нана Хоштария, "Москва-Баку"
24.09.2016 20:11


26 сентября в Азербайджане пройдет референдум по внесению изменений в Конституцию страны. Проект реформы состоит из 29 пунктов. В частности, предлагается: увеличить срок президентских полномочий с пяти нынешних до семи лет, глава государства получает право проводить внеочередные президентские выборы. Предлагается ввести институт первого вице-президента и вице-президента республики. Также на референдум будет вынесен вопрос о понижении возрастного порога для кандидатов в депутаты парламента с 25 лет до 18 лет, возрастной порог для кандидатов в президенты ликвидируется (на данный момент возрастной порог для кандидатов в президенты Азербайджана составляет 35 лет).

81-1327610023.jpgЗаместитель председателя комитета Государственной думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель Государственной думы РФ в Конституционном суде РФ Дмитрий Вяткин отмечает, что предлагаемые изменения в Конституцию не выходят за рамки обычных европейских практик. «Поправки к Конституции - это совершенно обычное явление. В свое время Конституция РФ также претерпела изменения, президентский срок был увеличен до 6 лет.  

Вяткин выразил уверенность, что предлагаемые поправки к Конституции положительно скажутся на укреплении государственности, а проведение референдума является показателем демократического подхода государства. «Результаты референдума будут показателем волеизъявления граждан Азербайджана. Очень хорошо, что в стране демократическим путем – с помощью референдума – решаются такие серьезные политические вопросы. Азербайджан – дружественная России страна, наш сосед. Желаю Азербайджанской Республике успешно провести референдум.  

Комментируя предложение США к властям Азербайджана представить готовящиеся поправки к Конституции на рассмотрение Совета Европы и ОБСЕ, Вяткин отметил неправомерность таких просьб. «Азербайджан – независимая страна и она сама вправе решать, что ей делать. Конечно, в рамках Венецианской комиссии поправки могут рассматриваться. Но это имеет всего лишь рекомендательный характер. На мой взгляд подобные призывы США – страны, которая не является членом Совета Европы и не будет им являться по определению, может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела страны, покушением на суверенитет». 

Напомним, что 17 августа Госдепартамент США призвал власти Азербайджана представить конституционные поправки на совместное рассмотрение Венецианской комиссии (в составе Совета Европы) и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) (входит в ОБСЕ). 

41d54fd8aace88fd4d2e.jpgПервый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель Совета Федерации РФ в Конституционном суде РФ Алексей Александров, комментируя предстоящий референдум в Азербайджане, отмечает, что любое демократическое правовое государство имеет право совершенствовать свое конституционное законодательство, но важно, чтобы конституционное законодательство соответствовало общепринятым демократическим правовым принципам, которые существуют в мировой практике.  

Касаясь пункта увеличения срока президентских полномочий с 5 до 7 лет, Александров отмечает, что подобные случаи в общемировой практике есть. 

«В общемировой практике президентские полномочия чаще всего ограничиваются сроками от 4-х до 7 лет. В России сравнительно недавно срок президентских полномочий был увеличен с 4-х до 6-ти лет. США стабильно придерживаются 4-х лет президентских полномочий. В странах ЕС также сроки президентских полномочий варьируются от 4-х до 6 лет». 

По словам Александрова, мнения относительно того, какой срок полномочий считать более эффективным, расходятся. Ряд исследований говорит о том, что эффективен четырехлетний срок, поскольку пост президента подразумевает пребывание человека, стоящего во главе государства, в постоянном напряжении. 4-хлетний президентский срок в некотором роде ослабляет эту нагрузку, с одной стороны, с другой стороны, не развивает привычку. В других исследованиях отмечается приоритет большого срока президентских полномочий. Считается, что такой срок дает возможность более досконально и глубоко решать стоящие перед государством задачи. Александров отмечает, что безупречным в мировой практике считается 6-тилетний срок. 

Введение поста первого вице-президента Александров, ссылаясь на общемировую практику, считает уместным и вполне естественным. 

«Должность вице-президента существует в США. В России такого поста нет, но отчасти роль вице-президента играет председатель правительства, именно он в чрезвычайных обстоятельствах становится главой государства вплоть до новых выборов», - говорит Александров. 

Эксперт поясняет, что пост вице-президента вводится для подстраховывания, а в случае чрезвычайной ситуации – замещения президента. 

«Глава государства всегда должен иметь рядом своего единомышленника, который мог бы его заменить при критическом стечении обстоятельств. Если в стране что-то происходит с президентом, его пост до выборов занимает вице-президент, таким образом, в стране в переходный период сохраняется стабильность».  

Комментируя пункт о снижении возрастного порога для кандидатов в депутаты с 25 до 18 лет и снятии возрастного ограничения для кандидатов в президенты, Александров считает такое решение достаточно смелым, поскольку, по мнению эксперта, есть вероятность того, что в парламент могут попасть люди с недостаточным жизненным и профессиональным опытом. 

«Считаю, что возрастные пороги все же должны быть. И не только для президента, депутата, сенатора, но и для любого ответственного лица - судьи, следователей, прокурора и т.д. Такие должности все-таки требуют житейского опыта, который дается с годами», - поясняет эксперт. 

С другой стороны, Александров констатирует, что такое решение приведет к обновлению, омоложению политической элиты страны. И это стоит того, чтобы пойти на столь резкое снижение возрастного порога. Молодые, свежие силы дадут стране новый толчок в развитии. И в этом смысле президент страны действует абсолютно в русле времени. А с правовой точки зрения эксперт не видит препятствий для понижения возрастного порога для кандидатов в депутаты. 

{NEWS_1}Относительно предложения США к властям Азербайджана представить поправки к Конституции на рассмотрение Совета Европы и ОБСЕ Александров, также как и Дмитрий Вяткин, подчеркивает, что США таким предложением стараются оказывать влияние, вмешиваться во все процессы, происходящие в Европе. При этом эксперт также отмечает, что Венецианская комиссия при Совете Европы как профессиональная парламентская организация дает оценку демократической конституционности того или иного вопроса, но решение этой комиссии носит рекомендательный характер, то есть не является обязательным для парламента какой-либо страны, а тем более народа. Александров отмечает, что по факту в случае с референдумами в центре внимания воля народа. 

«Как народ решит на референдуме, то и демократично, - говорит эксперт. - И в данном случае важен вопрос – как в стране проводят референдум – какие на нем задаются вопросы, демократичны ли они, предельно ли четки, логичны, обоснованны с точки зрения права». 

Говоря о том, как можно защитить государство от неконституционных действий (к примеру, в случае с Украиной или Турцией), Алексей Александров отмечает, что Конституция по факту не спасает от массовых беспорядков, государственной измены, а все в конечном итоге зависит от лидера государства, его способности управлять страной. 

«Какой бы продуманной Конституция ни была, в случае, если человек не умеет управлять государством, если он допускает в своей стране нарушение законности, проливается кровь, это говорит о том, что тот, кто стоит во главе государства – плохой лидер, не способный защитить народ от незаконных насильственных проявлений. За все, что происходит в государстве, отвечает, прежде всего, президент. И если происходит, к примеру, переворот, именно президент отвечает за случившееся, поскольку у него всегда есть инструменты для предотвращения этого переворота – разведка, армия, полиция. Президент должен знать, как бороться с массовыми беспорядками, с государственной изменой, т.е. любыми действиями, нарушающими демократический конституционный порядок в стране. Защитить государство может только ответственность тех политических деятелей, которые находятся у власти. Это единственные гаранты защиты от неконституционных действий – государственных переворотов, массовых беспорядков, государственных измен».