AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB

РЕПЛИКА Сергея СТРОКАНЯ: Французский залп по Карабаху

Москва-Баку
23.04.2017 21:33

 

О попытке разыграть карту Армении и Нагорного Карабаха на президентских выборах во Франции размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку». 

На финише президентской гонки во Франции, завершающейся в это воскресенье, в предельно наэлектризованную атмосферу избирательной кампании неожиданно ворвалась тема Армении и Нагорного Карабаха. 

Сразу два ведущих кандидата в президенты Франции – бывший премьер-министр Франсуа Фийон, представляющий правую партию «Республиканцы», и кандидат от ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен в один голос заявили о том, что они, якобы, знают, как разрубить гордиев узел Южного Кавказа. Имеющие разные взгляды на вопросы евроинтеграции, налоговой и социальной политики, не соглашающиеся друг с другом по проблеме иммигрантов, оба кандидата проявили редкое единодушие, говоря о Нагорном Карабахе. По их мнению, Карабах нужно присоединить к Армении – и дело с концом.

В своих заявлениях по карабахской теме господин Фийон и госпожа Ле Пен словно соревнуются в том, кто найдет слова, в наибольшей степени ласкающие слух многочисленной и влиятельной армянской диаспоре, голоса которой на предстоящих выборах способны склонить чашу весов в ту или иную сторону. Напомним, что численность армянской диаспоры во Франции составляет полмиллиона человек. По мнению кандидата от «Республиканцев», конфликт между Ереваном и Баку возник после того, как Сталин отобрал Карабах у Армении и присоединил его к Азербайджану. Говоря о сегодняшнем дне, Франсуа Фийон возложил вину на азербайджанскую сторону, выдвинув версию о том, что год назад – в апреле 2016-го, забрать Карабах силой, якобы, попытался Азербайджан. В то время как мировое сообщество малодушно за этим наблюдало, демонстрируя полное безразличие.

В свою очередь, Марин Ле Пен попыталась не отстать от Франсуа Фийона в призывах «воссоединить Нагорный Карабах с Арменией». Лидер «Национального фронта» аргументировала свою позицию тем, что «сложившиеся после распада СССР границы были признаны международными произвольно».

В общем-то, эти заявления не так уж и удивительны. Удивительно, скорее, то, что к обсуждению армянской темы в эти дни не присоединились другие участники гонки -- Эммануэль Макрон и Жан-Люк Меланшон, также претендующие на президентское кресло. А ведь могли бы, учитывая, что на любых выборах во Франции армянская диаспора выглядит эдакой невестой на выданье, которую наперебой обхаживают кандидаты.

Так было, к примеру, в ходе предыдущей избирательной кампании во Франции, предшествовавшей президентским выборам 2012 года. Напомним, что тогда добивавший переизбрания президент Саркози в борьбе за голоса армянской диаспоры зашел еще дальше: рискнул пойти на обострение с Турцией.

В октябре 2011 года отправившись с визитом в Ереван, Николя Саркози предупредил: если Турция не признает геноцид армян 1915 года, Франция примет закон, приравнивающий отрицание этого факта к уголовному преступлению.
В ответ глава МИД Турции Ахмет Давутоглу тогда посоветовал Николя Саркози вспомнить о «французском колониальном прошлом, вместо того чтобы давать уроки другим».

А за десять лет до этого из-за того же вопроса о геноциде армян с Турцией поссорился президент Ширак. Именно при нем Франция впервые признала, что что уничтожение Османской империей полутора миллионов армян было геноцидом.
Решение Парижа вызвало торговую войну: Турция отказалась покупать у Франции танки, ракеты и вертолеты, французские компании были исключены из нескольких тендеров — ущерб составил несколько миллиардов долларов.

Однако вернемся к нынешней избирательной гонке, в ходе которой ведущие французские политики по традиции попытались разыграть армянскую карту, для большей остроты добавив к ней тему Нагорного Карабаха. В пылу предвыборной борьбы кандидаты порой произносят многие вещи, которые после победы на выборах они нередко предпочитают забыть. Так происходит не только во Франции, но и во многих других странах. Так устроена мировая политика.

Поэтому невозможно себе представить, что в случае победы Франсуа Фийона или Марин Ле Пен на выборах кто-то из них заявит о том, что Карабах нужно признать армянским.

Франция остается одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху и продемонстрированный в ходе гонки подход к данной проблеме Франсуа Фийона и Марин Ле Пен явно не вяжется с подходом ОБСЕ и той ролью, которую в Минской группе играет Париж.

Так что звучащие во Франции в эти дни громкие заявления по Карабаху станут не более чем еще одной иллюстрацией того, что в борьбе за голоса избирателей в ход идут все средства. Популярным крепким напитком, шибающим в голову избирателям, становится разливаемый политтехнологами французский коньяк армянского разлива.

Однако чреватое для кандидатов серьезными имиджевыми потерями – ведь на них смотрит не только армянская диаспора, разыгрывание армянской карты к тому же не гарантирует победы на выборах. Николя Саркози и отношения с Турцией испортил, и выборы проиграл.

И наконец самое главное. Кажущиеся всего лишь данью предвыборной риторике заявления ведущих французских политиков по Карабаху при более пристальном рассмотрении не столь уж безобидны. Ведь фактически из Парижа сторонникам независимости Карабаха посылают четкий сигнал, звучащий как призыв к действию: вы на правильном пути, нужно проявить еще больше решимости. Цена таких провокационных призывов может оказаться высокой – на линии соприкосновения прольётся кровь. В этой ситуации примечательна позиция Баку, который осознавая свою правоту, проявляет хладнокровие в ожидании нового хозяина Елисейского дворца.