6 ноября Бакинский метрополитен отмечает свой 50-летний юбилей. Ровно полвека назад были сданы в строй пять станций: "Бакы Совети" (ныне "Ичеришехер"), "Сахил", "28 Апрел" (ныне "28 Май"), "Гянджлик" ("Юность") и "Нариман Нариманов".
Таким образом, Бакинский метрополитен стал первым на Востоке и пятым на постсоветском пространстве. Сегодня 24 станций позволяют добраться до любой точки Баку, в то время, как строительство очередных выходов метро идет в соответствии с графиком. Одной из ярких и запоминающихся станций, куда любят даже просто так заглядывать туристы, является «Низами», которую называют жемчужиной архитектурного искусства Азербайджана. На днях здесь завершились реставрационные работы - новый облик «Низами» стал настоящим подарком к юбилею бакинской подземки.
Станция «Низами» названа в честь гениального азербайджанского мыслителя, поэта и философа. Именно персонажами поэм Низами Гянджеви украшены его внутренние стены: из тысячи мелких мозаик составлены 19 панно с эпизодами из «Сокровищниц тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандернаме». Автором мозаичных изображений являлся народный художника СССР Микаил Абдуллаев.
Впервые станция распахнула свои двери в 1976 году, и с тех пор она стала своего рода художественной галереей, где пассажиры не спешат в свои поезда, а задерживают шаг, чтобы рассмотреть красочные работы. Так, слева от входа три мозаики из «Лейли и Меджнун» – вот встреча влюбленных, а уже на другой Меджнун с отцом находится в Каабе, где старец надеется, что сын излечится от охватившего его наваждения, дальще же – безутешный Меджун на могиле своей Лейли. На панно нанесены и самые яркие эпизоды из «Искендернаме» - здесь Искендер встречается с правительницей Барды Нушабой, а затем изображен в окружении Сократа и других великих ученых. Панно из «Семи красавиц» посвящено богатырю Бахраму, который побеждает дракона, а на «Хосров и Ширин» запечатлен трогательный момент первой встречи влюбленных.
Год назад на «Низами» начались реставрационные работы мозаик. Как оказалось, за прошедшие 40 лет под воздействием агрессивной среды декоративно-архитектурные элементы станции пришли в непригодность, и потому пришло время их обновления. Пассажиропоток решили не приостанавливать: реставраторы аккуратно отделили свое рабочее пространство перегородками и о том, что за ними проводится кропотливая работа никто и не догадывался. Завершились они аккурат к юбилею метрополитена - после долгой и скрупулезной реставрации мозаики «Низами» посвежели и теперь играют новыми красками.