AZN = 34.08 RUB
USD = 56.30 RUB
EUR = 61.67 RUB
BRENT = 52.33 USD

Российский эксперт Евгений Минченко оценил политические риски по Закавказью

Юлия Ткачёва, "Москва-Баку"
05.09.2015 20:32

Известный российский политтехнолог, эксперт в вопросах оценки политических рисков Евгений Минченко уверен, что из всех стран Закавказья Азербайджан находится в зоне пониженных рисков. Страна может похвастать инвестиционной привлекательностью своей экономики, а также политической стабильностью. Тем не менее, говорить о полной устойчивости региона пока рано. Об этом глава холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко рассказал корреспонденту «Москва-Баку».


- К ставшему уже традиционным обзору рисков по странам постсоветского пространства недавно вы добавили доклад по Закавказью. Можно ли сравнить принцип работы вашего аналитического агентства «Минченко Консалтинг» с известными Standard & Poor's или Fitch?

- Наша организация чуть моложе, она основана в 2007 году, также мы концентрируемся больше на оценке политических рисков. Упомянутые агентства предоставляют на суд общественности глобальное видение, у нас же - детальные рекомендации. Другими словами, мы оцениваем политические режимы.

- Как производилась оценка стран для доклада по Закавказью?

- В нашем докладе мы взяли 4 ключевых критерия - устойчивость внутриполитического и экономического развития, эффективность внешней политики и влияние негосударственных факторов экстремистской направленности. Основная оценка велась по таким странам, как Азербайджан, Армения и Грузия. Чем меньше итоговый балл, тем меньше величина политических рисков. 10 баллов – это максимальный риск.

- Экспертное сообщество сегодня наблюдает некоторые признаки начала противостояния Запада с Азербайджаном. С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

- В сегодняшних реалиях мы видим охлаждение в отношениях между Западными странами и Азербайджаном, и связано это, в первую очередь, с тем, что Азербайджан пытается получить гарантии невмешательства со стороны Запада в вопросы своей внутренней политики. Однако, всё происходит ровным счетом наоборот. Никакой поддержки не оказывается, никаких гарантий стабильности существующему режиму ни США, ни ЕС предоставлять не хотят.

- Значит, постоянное обсуждение Западом уровня демократических свобод в Азербайджане, не что иное, как политические игры Запада, о демократии речь не идет?

- О каких «играх в демократию» вы говорите? Необходимо понимать, что оппозиция в Азербайджане достаточно радикальна. Наблюдаются радикальные исламистские элементы, и это представляет достаточно серьезный риск не только для Азербайджана, но и для соседних ему стран. А Запад со своей стороны не предоставляет никаких гарантий неподдержки оппозиции на любых очередных выборах, что вызывает крайнее беспокойство в Баку. Здесь речь уже идет о безопасности в стране.

- Получается, что рисков намного больше, чем видно на первый взгляд. А тогда что ожидать в долгосрочной перспективе?

- К сожалению, внешнее давление со стороны Запада на Азербайджан возрастет, а в отношениях Запад-Азербайджан будет наблюдаться еще большее охлаждение. К тому же, «иранская сделка» ещё неизвестно как повлияет на расклад по Закавказью. Возможен и позитивный, и негативный эффект. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Ближний Восток охвачен конфликтами.

По сути, Западу сегодня выгодно, чтобы к власти в Азербайджане пришли радикальные исламисты. Если у Запада в планах организовать смену режима в стране, то такая радикальная оппозиция как нельзя лучше подходит для этого. Экспертное сообщество наблюдает очень странную картину сегодня. Запад воюет против «Исламского государства» без очевидных результатов, что наводит на рассуждения о том, кому всё-таки выгоден ИГИЛ.

- Азербайджан не подписал соглашение об ассоциации с ЕС. Что за этим стоит: экономические выгоды или же попытка «охладить пыл» западных политиков по отношению к своей стране?

- На мой взгляд, основные критерии неподписания соглашения – экономические. Это попросту невыгодно Азербайджану. На примере Украины, всё мировое сообщество видит экономические последствия одностороннего принятия соглашения. Условия, прописанные в соглашении, по-настоящему кабальные. Согласится на такое - было бы странно, так как в Азербайджане сегодня устойчивая политическая система. В стране серьёзная ресурсная база. Зачем, спрашивается, подобное соглашение сегодня Азербайджану?

- А если цены на нефть продолжат падение?

- В Азербайджане уже принимаются решения, касательно диверсификации экономики. Однако, риски экономических потерь из-за дешевеющей нефти никто не сбрасывает со счетов. Тем не менее, из всех стран Закавказья Азербайджан пока находится в зоне пониженных рисков. Страна может похвастать самой сильной инвестиционной привлекательностью экономики в регионе, а также политической стабильностью.

- Какие еще риски можно ожидать в регионе?

- Остается по-прежнему конфликт в Нагорном Карабахе. Странам необходимо предпринимать всевозможные усилия по невозобновлению военных действий. Прежде всего, следует постараться соблюдать «статус-кво». Касательно прочих рисков - в своём докладе мы, прежде всего, оценили стабильность Азербайджана по отношению к другим странам Закавказья.

- Масштаб ваших исследований действительно поражает. Какие дальнейшие планы по Азербайджану?

- Планы, безусловно, есть. Например, сегодня мы рассматриваем ряд предложений провести презентацию доклада в Азербайджане осенью в этом году, а также прочитать лекции.