AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

Святилище бессмертного старца манит к себе путешествующих по Азербайджану

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
05.02.2016 12:22


По дороге из Баку в Шамаху, у поселка Мараза стоит одинокая усыпальница - мавзолей-пир Дири-баба. Местные жители утверждают, что здесь погребен и остался нетленным святой по имени Дири баба. В переводе с азербайджанского языка его имя означает живой (бессмертный) старец. С этим памятником связано много легенд и мифов, историки неоднократно проводили здесь свои исследования, однако им до сих пор не удалось найти ответы на главные вопросы – кто здесь похоронен и почему зодчий «спрятал» гробницу в ущелье?



О происхождении сохранившихся в Азербайджане живых памятников тысячелетий – пиров существуют различные сказания. Одни из них образовались на месте захоронения известных богословов, другие, ставшие своего рода медицинскими центрами, располагались в местностях богатых целебными источниками. Среди таких мест поклонения есть весьма уникальные сооружения, как например находящийся под охраной государства пир Дири-баба.



К маразинскому пиру ведут две дороги. Первый – самый легкий путь, на него можно попасть, свернув с главной дороги, ведущей из Баку в Маразу. Но есть и вторая, самая протоптанная тропинка: верящие в чудодейственную силу пира люди идут по узкой дороге, вдоль обрыва, надеясь на то, что, преодолев этот опасный путь, они оставят все жизненные трудности позади.



На фоне неровностей темной скалы светлая и гладкая поверхность стен святилища, выделяясь, кажется торжественной. Имя зодчего не сохранилось, остались лишь кусок камня с частью надписи: «…сын устада Гаджи» и дата строительства — 1402 год. Особенность мавзолея в том, что зодчий как бы «вмонтировал» гробницу в скалу, в массиве которой вырезан грот. Это и есть место захоронения святого. Рядом с ним на втором этаже комплекса находится небольшая комната — ковер, несколько религиозных книг, четки для тех, кто приходит сюда.



Со второго этажа на крышу, к куполу, ведет узкая лестница. Отсюда открывается панорама на старинное кладбище, где на покосившихся надгробиях едва проглядываются арабские надписи. Необычность пира еще в том, что он находится среди скал с множеством углублений. Когда-то, по преданиям, эти пещеры служили кельями для отшельников, путешествующих дервишей и паломников, приезжающих сюда почтить память святого старца.



В течение нескольких столетий ученые Востока и Европы интересовались этим уникальным сооружением. Так, русскому востоковеду Бернгарду Дорну удалось установить, что памятник построен во время правления ширваншаха Ибрагима I (1382-1417), но кому принадлежала гробница и над чьей могилой воздвигнуто строение, неизвестно. Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что погребенный в гробнице «маразинский шейх» являлся муаззином при дворце ширваншаха Ибрагима I. 



В 18 веке путешествующий по этим землям голландский художник Корнелиус де Бруин сделал зарисовки Дири-баба и поместил этот рисунок в свою книгу-альбом. Однако самое интересное описание встречается в записках немецкого путешественника Адама Олеария: «В двух выстрелах из мушкета от деревни к востоку находится благоустроенная гробница святого Тири-бабы, бывшего учителем Сеид-Ибрагима. Он будто бы нетленным стоит на коленях, одетый в серый кафтан, и молится. Говорят, что ежегодно на этот серый кафтан надевают белый, а старый делят на части и раздают паломникам: в определенное время издалека совершаются сюда людьми паломничества, зачастую пешком».

Впрочем, предположения, связанные с этим мистическим местом, так и остаются легендами. Тайну Дири-баба пока никому не удалось разгадать до конца.