AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB

В Азербайджане чинара 16 века охраняется государством

Лейла Мурад, фото Тофика Бабаева
12.06.2016 11:09


Чинара, посаженная в 16 веке – именно с нее начинается путешествие в старинное село Баскал в Исмаилинском районе. Если подняться от нее по улице наверх, то можно обнаружить развалины древней крепости, а если свернуть направо – баню, в которую столетиями ходили купаться баскальцы. Однако куда бы вы не пошли, обратная дорога все равно пролегает мимо этого уникального дерева, имеющего свою историю и охраняемого сегодня государством.



Согласно историческим данным, Баскал был основан в четвертом веке. Сегодня это государственный культурно-исторический заповедник, где прогуливаясь по улицам, часто сталкиваешься с табличками «Под охраной государства». Старинная атмосфера села до сих пор сохранилась в ее мощенных булыжниками узких улочках, по которым можно подняться только пешком или, как в давние времена, на лошади или осле. Время здесь будто остановилось: пожилой баскалец не торопясь поднимается по улочке к себе домой, время от времени останавливаясь, чтобы обсудить последние новости с соседом, выглянувшим из окна своего дома.



- С чего начать прогулку по Баскалу? - спрашиваю я у местного жителя.

- Конечно же, со старинной чинары. Ну, вот где вы еще увидите дерево, которое особо охраняется государством? - вопрошает баскалец.



Как оказалось, чинара действительна уникальная, но не только своим возрастом (она посажена в 16 веке), но и широким дуплом, в котором когда-то размещалась… парикмахерская и чайхана. Со временем дерево было взято под охрану государством, на ней появилась табличка, и теперь оно является местной достопримечательностью. В прошлом веке чинара сильно пострадала: пожар, начавшийся в мечети, перекинулся на дерево, а потом на соседние дома. Тушили огонь несколько дней, думали, погибло дерево, однако несмотря ни на что оно выжило и вновь радует своими зелеными кронами.



Жители Баскала общительны и рады туристам: они всегда покажут и расскажут гостям свое село, направят в самые интересные места. По последним данным, в селении живет около тысячи человек, но, увы, с каждым годом их число уменьшается. В поисках заработка они покидают село и все чаще на воротах домов появляются замки. Вот и дети Аллахверди-киши живут в России и приезжают к родителям отдохнуть раз в год. 70-летний дедушка предлагает стать нашим гидом по Баскалу и показать самые интересные места. Несмотря на свой возраст, он легко поднимается наверх по узким улочкам, перепрыгивая с булыжника на булыжник, и приводит нас к самой высокой точке села, ее разрушенной крепости, откуда открывается красивая панорама на Исмаилинский район.



- От стен крепости мало что осталось, а то, что есть, заросло кустарниками. Но когда-то здесь была крепость, в которой дежурили воины, чтобы вовремя оповестить сельчан о появлении врагов, - рассказывает старик.

Теперь на этой поляне растут полевые цветы, кусты шиповников, пасутся коровы, а еще собраны… шины от автомобилей.

- Это вовсе не мусор, - рассказывает басгалец. – У нашего села есть традиция, в ночь на Ашуру местные жители сжигают эту резину и горящие шины скатываются с холма вниз на поляну.

Дорога к крепости проходила мимо средневековых мечетей, построенных в 11 и 14 веке, а также старинной бани 16 века. На дверях бани - замок, открыв который попадаешь внутрь прохладного помещения со своей уникальной подогревающей воду системой. Говорят, что было достаточно одного полена, с помощью которого вода в чане была горячей в течение всего дня. По четным дням здесь были только женщины, по нечетным купались мужчины, и что примечательно, продолжалось это до конца прошлого столетия.



В Баскале такие узкие улицы, что в некоторых ее местах можно удержаться руками за обе стены. Тут обращаешь внимание, что у этих домов есть своя особенность: между каменной кладкой установлена деревянная прослойка, что, по мнению местных жителей, делало жилище безопасным во время частых землетрясений и спасло многим жизни.

В средние века Баскал являлся центром ремесел и шелкопрядства. До сегодняшнего дня удалось сохранить лишь одну традицию – изготовление шелковых платков кялагаи. Их изготавливают также в Шеки, но как утверждают баскальцы, именно они могут создать самые лучшие келагая с красивыми узорами. Творят их на одной из улочек Баскала, в Центре шелководства «Келагаи».



Уста – так называют мастеров в Азербайджане. В то время как Аббасали уста наносит рисунки на келагаи, Низами уста предлагает нам осмотреть центр. Он ведет нас в соседнее помещение, где в центре установлены большие яркие чаны, в которых варятся или окрашиваются шелковые платки. И никакого едкого запаха – красители только натуральные, из растений и коры деревьев.



- Изготовление келагаи – длительный процесс, а начинается все с кокона шелковицы, который превращают в пряди, а потом в ткань. Чтобы ткань смягчилась, ее варят, затем мастер наносит на нее рисунок и вновь отправляет вариться, - рассказывает уста Низами.

За столом, вокруг которого разбросаны разноцветные яркие келагаи, сидит мастер Аббасали. Рядом с ним печь, в которой разогревается масло - смесь парафина и солидола, необходимого при нанесении рисунков. По его словам, каждый рисунок имеет свое значение.

- Молодые носили яркие цвета, женщины постарше потемнее, - рассказывает мастер. - Посередине этого платка солнце – символ благополучия, а по краям бута – капля, несущая жизнь. У нас сохранились самые старинные рисунки, например, вот это клише создано пять веков назад, поднимите его, посмотрите, какое оно тяжелое.

Быстрыми и точными движениями руки Аббасали уста наносит рисунки на келагаи и отбрасывает их сторону. А в это время Низами уста собирает уже разрисованные платки и отправляет их снова вариться в чан, где с них сходит парафин и остается белый рисунок. Сушатся они в соседнем помещении: десятки разноцветных кялагаи раскиданы на веревки и создают красочную картину. Пока кялагаи сушатся, Низами уста показывает нам Музей кялагаи, в котором сохранились уникальные образцы шелкового платка, созданного в начале прошлого века. На стене музея нарисована большая карта Шелковой пути, на которой помечен и Баскал, как центр шелкопрядства, через который много веков назад проходил путь путешественников и торговцев. Сегодня этот путь баскальцы намерены возродить, чтобы рассказать о своем уникальном селе всему миру.