AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB
Новости дня

Известные люди о национальном лидере Азербайджана Гейдаре Алиеве

Ольга Вандышева, "Москва-Баку"
15.05.2015 22:18
10 мая исполнилось 92 года со Дня рождения самого почитаемого руководителя Республики Азербайджан Гейдара Алиева. Этот выдающийся политический деятель был по-настоящему общенациональным лидером азербайджанского народа, который сумел предотвратить гражданскую войну, развал своей страны и заложил прочный фундамент для ее сегодняшнего процветания. Не случайно на родине, где жил и работал Гейдар Алиевич, его День рождения отмечается как национальный праздник. Однако добрые слова в адрес этого заслуженного человека, который был одним из самых уважаемых политиков в СССР, а затем и на постсоветском пространстве, звучат не только в Азербайджане. Теплые впечатления о нем остались в сердцах и многих российских деятелей политики и искусства. Некоторые из них в преддверии 10 мая поделились своими воспоминаниями о Гейдаре Алиеве с порталом «Москва-Баку».

Иосиф Кобзон, депутат Госдумы РФ, народный артист СССР:
1337067601_P_yanyiy_voditel_bez_prav_protaranil_Mersedes_Kobzona.jpg- Мне посчастливилось много раз общаться с Гейдаром Алиевичем. В основном по радостным поводам: во время концертов, юбилеев, декад русского искусства в Азербайджане. Это был удивительный человек. Очень гостеприимный, радушный и располагающий к себе. Но особенно меня в нем поражали фантастический интеллект и эрудиция. У меня в памяти остался эпизод, который был на юбилее Муслима Магомаева. Тогда Гейдар Алиевич вышел на сцену и где-то в течение получаса рассказывал про историю азербайджанской культуры и искусства, которые он очень поддерживал. Очень интересно говорил про национальную музыку, театр. Даже сейчас он стоит у меня перед глазами в тот день. Он потрясающе выглядел: в темно-синем костюме, подтянутый, стройный. 

Гейдар Алиев был очень толерантным человеком. Он возродил нацию и стал редчайшим примером руководителя, которого я даже не знаю с кем сравнить из его коллег, с которыми он работал. Это был настоящий лидер Востока и вождь своего народа. И то, что сегодня в Азербайджане создан, может быть, фетиш и поклонение Алиеву, это абсолютно обоснованно.

Владимир Винокур, юморист:
dc1d4aa7d52e8d377a1b6c46c080851a.jpg- Гейдар Алиевич несмотря на то, что внешне он производил впечатление сурового человека, на самом деле он был человек с добрым сердцем. Он очень любил деятелей культуры и искусства, благодаря ему азербайджанские артисты получали выход на большую сцену. Самый яркий пример – это, конечно, Муслим Магомаев. К нему он относился по-отечески. Благодаря Гейдару Алиеву этот 20-летний парень учился в Италии и стал певцом международного класса, одним из самых популярных артистов всего Советского Союза. 

Гейдар Алиевич очень тепло относился и к нам со Львом Лещенко. Когда мы приезжали с гастролями в Азербайджан, он приходил на наши концерт, после которых мы в дружеской обстановке выпивали по «рюмке чая». Помню, однажды мы с Муслимом собрались на гастроли в Америку, а это было в советские времена, когда все делегации посылали в сопровождении представителей из компетентных органов. Но Муслим попросил Гейдара Алиевича, чтобы вместо этого сопровождающего с нами поехал пианист. И он нам в этом не отказал. 

 

Он был очень внимательным человеком, вырастил прекрасных детей и внуков. Это был светлый, великий человек. На мой взгляд, эталон государственного деятеля с огромной силой воли, которая помогала ему выходить победителям из любых ситуаций. Жаль, что рано ушел из жизни. Но память о нем жива в наших сердцах. 

Тамара Синявская, певица ГАБТ, вдова Муслима Магомаева:
tamara-sinyavskaya.jpg- С Гейдаром Алиевичем и его семьей мы с Муслимом дружили на протяжении почти 30 лет. Эта глубокая дружба, которую я считаю подарком судьбы, проходит красной нитью через всю мою жизнь. Гейдар Алиевич был необыкновенно умным, мудрым и неординарным человеком, щедро одаренным природой. У него было много талантов. Он потрясающе выступал с трибуны и как настоящий оратор захватывал публику. Его можно было заслушаться. Гейдар Алиевич был не только уникальным политиком, но еще и очень обаятельным и гостеприимным человеком, который любил искусство и был очень расположен к творческим людям. У него на даче на берегу Каспия всегда собиралась творческая элита Азербайджана: артисты, музыканты, литераторы. Очень часто поводом для этих встреч являлся очередной День рождения Муслима – 17 августа. С тех пор у меня остались не просто теплые, а очень сердечные воспоминания. В трудные моменты его жизни мы тоже находились рядом, и когда у Гейдара Алиевича были проблемы со здоровьем, и когда умерла его супруга Зарифа Азизовна, царствие ей небесное. Гейдар Алиевич ее безумно любил и уважал. У них был очень крепкий союз. Супруга всегда и во всем его поддерживала, и смотреть на них было одно удовольствие. Он такой большой, красивый мужчина и она такая маленькая, уютная и деликатная женщина. Зарифа Азизовна, кстати, прекрасно играла на рояле. После того как ее не стало, после такого удара, Гейдар Алиевич нашел в себе силы и восстал, если мне позволительно так выразиться, как птица Феникс. 



Вообще у него была не самая простая для политика жизнь, но он всегда выходил очень достойно из всех ситуаций, оставаясь Победителем и Настоящим Мужчиной с большой буквы. 10 мая я всегда стараюсь быть в Баку, где с большим уважением и глубоким почтением отмечается День рождения Гейдара Алиева. В этот день я иду на Аллею Почетного захоронения к Муслиму…, а затем я обязательно подхожу к Гейдару Алиевичу и его супруге. Я счастлива, что общение с Алиевыми не прекращается и по сей день, потому что Гейдар Алиевич как бы передал эстафету доброго расположения к нам своему сыну, нынешнему Президенту Азербайджана Ильхаму Гейдаровичу и его супруге Мехрибан-ханум, с которыми меня также связывает многолетняя сердечная дружба.

Михаил Гусман, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС: 
   001100_00000681984.jpg- Поскольку ваш портал называется "Москва-Баку", я бы хотел вспомнить о той части политического наследия Гейдара Алиевича, которая связана с его московским периодом деятельности. На мой взгляд, далеко не случайно, что на первом же пленуме ЦК, после того как Юрий Андропов стал генеральным секретарем КПСС, он пригласил Гейдара Алиева в состав Политбюро. После чего он был назначен первом заместителем председателя Совмина СССР. Тогда председателем кабинета министров был находящийся в весьма преклонном возрасте Николай Тихонов. И я уверен, что Андропов видел в ближайшем будущем в Алиеве нового премьера. Собственно, и круг обязанностей, который лег на плечи Алиева, был чрезвычайно широк. Это весь спектр гуманитарных вопросов, связанных с культурой, наукой, спортом. Кроме того, он курировал такие направления народного хозяйства как транспорт, связь, другие экономические отрасли. Недавно, когда отмечался юбилей Байкало-Амурской магистрали, люди, которые занимались этой великой стройкой ХХ века, с большой теплотой вспоминали о личном участие Гейдара Алиевича в организации строительства БАМа. Здесь его вклад тоже огромен. Отдельная и, на мой взгляд, очень важная история связана с пассажирским теплоходом "Нахимов", который после столкновения с другим судном затонул в Черном море. Алиев был назначен председателем правительственной комиссии, выехал в Новороссийск, на месте руководил  расследованием этой трагической истории и курировал вопросы оказания помощи семьям пострадавшим. Эти люди тоже с благодарностью вспоминают о роли, которую сыграл Алиев в устранении последствий трагедии.  

 

Надо сказать, что Андропов с Алиевым были знакомы несколько десятков лет. В интервью, которое я имел честь брать у Гейдара Алиевича, он мне рассказывал, что Андропов был первым, кто предложил ему возглавить Азербайджан. Алиев отказывался, так как на тот момент возглавлял комитет госбезопасности Азербайджана, был одним из самых молодых генералов и видел свое будущее именно в системе органов безопасности. Но впоследствии он все-таки согласился. Так что Алиев мог считать себя выдвиженцем Андропова. 
 
И когда Юрий Владимирович стал во главе партии и советского государства, он сделал ставку на Алиева. Потому что хорошо его знал, доверял ему и видел в нем гигантский политический и государственный потенциал. При Алиеве Азербайджан был не просто, если цитировать Брежнева, "широко шагавшей республикой". Все показатели Азербайджана (народно-хозяйственное развитие, экономическое строительство, внутриполитическая обстановка) были примером для других союзных республик. Многие сегодня этого не помнят. Но на самом деле это было так. Все вместе это давало Андропову уверенность в том, что Алиев мог стать прекрасным руководителем правительства такой большой страны как Советский Союз. К сожалению, Юрий Владимирович был совсем недолго у власти. Но если бы он прожил еще пару-тройку лет, я абсолютно убежден, что Алиев стал бы главой правительства СССР. 
 
Именно работа в Москве, хорошие знания столичных коридоров власти в большой степени способствовали тому, что Алиев, став Президентом независимого Азербайджана, очень много сделал для того, чтобы укрепились связи между нашими странами. Кстати, сам Алиев мне рассказывал о том, как они первый раз встретились с Президентом России Владимиром Путиным. Это было на саммите глав СНГ в Киеве. После вечернего заседания и ужина, когда уже было достаточно поздно, Гейдар Алиевич предложил Путину проехать к нему в резиденцию и продолжить встречу один на один. На что Путин сначала сказал, что уже, наверное, поздно. Тем более, что Гейдару Алиеву было за семьдесят. А Алиев ответил, что "вы человек молодой, у вас сил должно быть достаточно и у меня их хватает". И они поехали в резиденцию Алиева пить чай и досидели чуть ли не до 4-х утра. Я могу предположить, что именно эта знаменательная ночная долгая и откровенная беседа заложила основу будущим отношениям между нашими странами. И именно на этом фундаментальном камне зиждятся и нынешние безупречные российско-азербайджанские отношения. 

Олжас Сулейменов, писатель:
43920228_Olzhas_Omarovich_Suleymenov_.jpg- Благодаря Дням советской литературы (в советские годы они проводились в разных республиках) в 1975 году я впервые попал в Азербайджан. Мне очень понравилась и сама страна, и народ, и это всегда были радостные встречи. Тогда наша большая страна СССР была «страной великого читателя», поэтому книга была востребована. Миллионы людей обсуждали какую-то стихотворную строчку! В Азербайджане как-то особенно бережно относились к книге – у меня было такое ощущение. Мы проехались тогда по всей республике, выступали и в Карабахе, и в Шуше, во многих городах советского Азербайджана. В завершение поездки нас принял Гейдар Алиев - тогда он был первым секретарем ЦК компартии Азербайджана. Мы, писатели, очень любили именно такую форму общения – когда официальное лицо говорит с нами неофициально, по-дружески. Позже мне приходилось бывать в Азербайджане по разным юбилейным поводам – Физули, например, Низами, и всегда мы встречались с Гейдаром Алиевичем. Он очень любил литературу и гордился великими азербайджанскими поэтами. И, когда моя книга «Аз и Я» получила неоднозначный резонанс - к счастью для меня, Гейдар Алиевич оказался среди тех читателей, кто воспринял эту книгу по-другому – не так, как некоторые советские академики и разные официальные лица. Помню, было застолье с участием и азербайджанских писателей, и других. Он поднял меня из-за стола и сказал: «Олжас, ты нужен не только мне, не только нам. И не только казахам. Ты нужен всем людям. Вот за это давайте поднимем тост!». Меня это очень поддержало – на самом деле мне тогда было нелегко: против меня выступали главные люди в советской идеологии – секретарь ЦК КПСС Суслов и т.д. Такая поддержка дорогого стоила. Поэтому я до сих пор не могу это забыть и никогда не забуду. Алиев как бы выразил отношение к моему творчеству всего народа Азербайджана - это я испытал на себе потом. Я вообще этот народ полюбил, почувствовал – и его радости, и беды. И в горестные дни я бывал там. Вот как все было. В конце 80-х – начале 90-х я был депутатом Верховного Совета СССР и, как все депутаты, жил в гостинице «Москва». Помню, в 20-х числах января 1990 года лежал с простудой, с температурой 39, и в три часа ночи мне звонит Бахтияр Вагабзаде, известный азербайджанский поэт, очень уважаемый мною человек. Бахтияр был взволнован, много говорил, в конце концов я понял, что у них там что-то случилось. Он сказал: «Приезжай, у нас танки…» И я до сих пор рад, что тогда не сказал правду Бахтияру про простуду. Если бы я сказал - мол, болею, температура… он бы неправильно понял. Потому что, оказывается, были такие - он звонил не только мне. Звонил многим «друзьям Азербайджана», но те не приехали. Я собрался и поехал в аэропорт. Гражданские самолеты уже в Баку не летали. На каком-то полувоенном самолете – благодаря своему депутатскому мандату - я прилетел в Азербайджан.
Уверен, что если бы Гейдар Алиевич на тот момент был руководителем Азербайджана, той трагедии бы не случилось.

Александр Проханов, писатель:
проханов.jpg- Когда рухнул Советский Союз, и Гейдар Алиев вернулся из своей опалы, из ссылки в республике был серьезный кризис. Мятежный полковник Сурет Гусейнов на танках двигался в сторону Баку, но только Гейдар Алиев смог его остановить. Был заключен союз. Гусейнова назначили премьер – министром. Благодаря моему другу Новрузову я тогда оказался в столице Азербайджана, в эпицентре событий. Мне удалось дважды встретиться с Гейдаром Алиевым, я взял у него два больших интервью. Мы тогда обсуждали с ним перспективы российско-азербайджанских отношений, путь, который избирает Азербайджан, Он мне говорил, что русский фактор является очень значительной силой. Обсуждали проблему Карабаха, тему российских добровольцев, которые участвовали в конфликте. Начиналась эра постсоветского Азербайджана. Гейдар Алиев был очень опытным и искушенным политиком, понимавшим как устроено государство. Видел сильные и слабые стороны. Азербайджан получил мощного лидера, который перепорхнул из советской эпохи в постсоветскую. При нем произошла трансформация экономики, нефть стала служить национальным интересам страны. Бум и рассвет в развитии были заложены именно Гейдаром Алиевым. У меня сложились впечатления о Гейдаре, как о человеке умудренном, утомленном множеством прошедших через его жизнь интриг и испытаний. В его облике было что-то античное, может быть римское. Именно таким он врезался в мою память…

Михаил Забелин, депутат Мелли Меджлиса, глава русской общины Азербайджана:
32.jpg- Я многие годы был референтом Гейдара Алиева, когда он работал первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана. В начале 90-х я стал депутатом, и мы решили создать русскую общину Азербайджана. Чтобы противостоять тем силам, которые пытались дестабилизировать обстановку в республике, противодействовать оттоку русского населения и попыткам закрыть русские школы. И мне позвонил Гейдар Алиев. Он тогда жил в Нахичеване. И вот он мне говорит: «Зачем вы создаете русскую общину, я приду к власти, и мы все повернем на 180 градусов». Я ему ответил, что мы собираемся помогать людям адаптироваться в новых условиях жизни, а общественная организация нужна для восстановления связей с Россией. Он со мной согласился. А когда стал президентом, действительно сделал все, что обещал. Восстановил праздники, которые отменили предыдущие власти (включая 9 мая), сохранил все русские школы и остановил гражданскую войну. Тогда в Кировабаде (ныне Гянджа) стояли определенные силы, которые хотели идти на Баку. Он поехал туда, встретился и переговорил с одним из лидеров группировки, который был заведующим базы по очистки шерсти. По сути завскладом. Но Гейдар Алиев ради своего народа и государства поехал и встретился с ним. И Азербайджан избежал войны. Поэтому сегодня, когда я встречаюсь с украинскими коллегами, я им всегда советую брать пример с Гейдара Алиева. Он был гениальным политиком и мужественным человеком. Придя к власти, он сразу же уделил большое внимание русским Азербайджана. Помню, в 1994 году он позвонил мне перед Рождеством, спросил, как мы будем отмечать праздник. А мы устраивали большой концерт. Тогда он сказал, что хочет приехать. И действительно приехал, несмотря на то, что плохо себя чувствовал. Выступил перед людьми, сказал, что он гарант сохранения их прав и попросил никуда не уезжать. И люди ему поверили и остались. Потом он был у нас еще на праздновании Пасхи. Впервые в истории мусульманского государства президент республики посетил православный храм.

Никас Сафронов, художник:
540x540.jpg- Я писал портрет Гейдара Алиева наряду с другими художниками. Мне он позировал лично. Перед этим меня заранее предупредили, что триста пятьдесят живописцев сочли себя достойными такой задачи. Написать портрет, который понравился бы президенту, значило, что вся страна примет тебя как родного. Помню, когда я готовился к работе, меня угощали, всячески за мной ухаживали, но так застращали ответственностью, что кусок не лез в горло. Я всерьез переживал, как же выделиться, если триста пятьдесят художников до меня уже создали свои полотна. Но потом я освободился от этих мыслей. Я понял, что человеку такого масштаба мои коллеги наверняка стремились угодить, и решил просто изобразить его таким, каким я его увидел, почувствовал. Помню, он минут пятнадцать смотрел на готовый портрет, а потом подошёл ко мне и сказал: «У тебя есть друг». Когда у Ильхама Гейдаровича просили портрет для музея, он ответил, что отец очень любил эту работу, и картина останется в семье. 



В 1998 году Гейдар Алиевич открывал мою выставку. Присутствовало огромное количество людей, моих зрителей, и он сказал: «Ты думаешь это успех? Это только начало твоего пути». Как Нострадамус, он пророчески обозначил моё будущее. Я хочу организовать большую выставку в память человека, с которым я по-настоящему дружил. И не только в формате праздника. Когда я лежал в больнице, он поддерживал меня, звонил мне. Мы дружили сердцами, наши души были взаимно открыты. 



Я дружу со многими азербайджанцами, был почти во всех уголках этой прекрасной страны, писал и в дороге, и по воспоминаниям. И везде на моё тепло люди отвечали взаимностью. Пастухи в горах снимали шляпы и говорили: «Ты знаешь, кто это? Да это же Никас, друг Гейдара Алиевича». Они дарили мне какие-то носки, передавали для него одежду из овечьей шерсти, чтобы смог согреться, если ему будет холодно.


В подготовке материала также принимали участие журналисты интернет-портала "Москва-Баку": Наталия Завьялова, Юлия Ткачева и Юлия Воронина.