AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

Чемпион мира по боксу Рамази Палиани: В Азербайджане очень любят бокс, и от желающих заниматься боксом на серьезном уровне, нет отбоя!

Инесса Рассказова, «Советский спорт» - специально для «Москва – Баку»
20.10.2015 16:22

С недавних пор известный боксер, чемпион мира и трехкратный чемпион Европы Рамази Палиани работает тренером в бакинском клубе «Baku Fires». Рамази называет свой клуб лучшим в мире, и с ним трудно спорить. На боях в Баку почти не бывает свободных мест на трибунах, и проблема «лишнего билетика» всегда актуальна. В прошлом году на клубном чемпионате мира в Баку парни из «Baku Fires» вышли в финал. Они выглядели ничуть не слабее своих соперников, но предпочтение, как это нередко бывает, судьи отдали более авторитетным, давно превратившимся в «бренд» кубинским боксерам.



Боксеры из «BakuFires» отлично проявили себя и на только что закончившемся в Катаре чемпионате мира. С золотой медалью возвращается в Баку Эвелин Мамишадзе. Абдулкадир Абдуллаев и Парвиз Багиров стали бронзовыми призерами, Альберт Селимов вышел в финал, и должен был взять золото, но … во время финального боя был снят судьей из-за рассеченной кожи – он получил повреждение в одном из предыдущих поединков, рана не успела затянуться и в финале, к сожалению, дала о себе знать.

В интервью порталу «Москва-Баку» Рамази Палиани, «гражданин мира», говорящий на пяти языках, - грузинском, сванском, русском, английском, турецком и даже немного на греческом, - рассказывает о том, почему он предпочел Азербайджан родной Грузии.

- Рамази, вы возглавляли сборную Грузии и были вполне успешны. Двенадцать лет у Грузии не было медалей, с вами они появились. Как и почему вы решили перебраться в Азербайджан?

- Меня пригласил Нурипаша Талибов, тренер известного боксера Альберта Селимова (как раз финалиста последнего чемпионата в Катаре). В клубе «BakuFires» собралось очень много талантливых, интересных ребят - около сорока человек! В Азербайджане очень любят бокс, следят за ним, разбираются, соответственно, и от желающих заниматься боксом на серьезном уровне, нет отбоя! Я приехал, руководство клуба посмотрело, как я работаю, им все понравилось, и ребята ко мне очень потянулись… Так я и остался.

- Ваш родной язык – грузинский. Как вы объясняетесь с азербайджанскими боксерами? На русском?

- Да, чаще всего на русском. В Азербайджане многие хорошо знают русский язык, во всяком случае, в Баку. Есть и ребята, которые выросли в деревне, - они говорят только по-азербайджански, но тут меня выручает хорошее знание турецкого, - многие слова звучат одинаково. Мне в этом плане в Баку живется легко, и на тренировках я уже все чаще кричу по-азербайджански: «Работай, работай!» (смеется). Так что все хорошо!

Я все-таки проработал главным тренером сборной Грузии три года, так что тренерского опыта у меня достаточно. Интересно работать с талантливыми людьми, и потом, о таких условиях, которые создаются спортсменам в Азербайджане, многие могут только мечтать. И высокие результаты «BakuFires» неслучайны. Всего одно очко мы проиграли в финале клубного чемпионата мира Кубе, но бой был очень ровненьким, и у судей были точно такие же основания присудить и нам победу. Но они не захотели «унизить» признанных лидеров, кубинцев, поэтому их и признали победителями. Но нам упрекнуть себя не в чем. Все свои бои ребята «сделали» и боксировали очень сильно! И сейчас, на чемпионате мира в Катаре, все боксеры сборной Азербайджана, выигравшие медали – из нашего клуба!

- Правильно ли я понимаю, что с Грузией у вас отношения потеряны?

- Я возглавил сборную Грузии сразу же после возвращения из Америки, где я начинал свою карьеру тренера. У моего друга был свой клуб, и я тренировал американцев - евреев, эмигрантов из Союза.

Двенадцать лет у Грузии не было результатов. Но когда я приехал, и повез команду на чемпионат мира в Милан, у меня Коба Пхакадзе сразу же взял медаль! При том, что его вообще не хотели брать в команду: «Он технарь, но физически слабый»… Но я сказал: «Нет, все это не так, я этого человека беру, потому что он талантливый, хороший пацан!». Я много занимался с Кобой индивидуально, и я оказался прав: он – единственный, кто смог стать призером. На следующем чемпионате Европы в Анкаре, у меня уже трое ребят завоевали медали.

Но такое отношение к сборной, все, что происходит в Грузии вокруг бокса – это было невыносимо. Это все непрофессионально! Люди могут не быть боксерами, могут вообще не разбираться в боксе, но если они прислушиваются к профессионалам и уважают их мнение – это одно. А если постоянно вмешиваются и указывают, кого брать в команду, кого не брать, и совсем не думают о завтрашнем дне, живя только сегодняшним…

Там вся работа строится по принципу: «У меня есть друзья, а у моих друзей есть сыновья, они и должны выступать за сборную». Друзья друзей, дети и племянники друзей, но не самые лучшие боксеры, как это происходит, например, в Азербайджане, или в России.

В Грузии и так мало хороших боксеров, а если еще и убирать сильных, а ставить в команду заведомо слабых, только потому, что это чьи-то знакомые или родственники… Это же позор! Я сказал, что я думаю обо всем этом и ушел. И сейчас не хочется это вспоминать. Грузию я люблю, но сколько бы меня ни звали обратно, работать там я больше не буду.

Азербайджан с его финансовыми возможностями может пригласить любого тренера и может даже менять тренеров хоть каждый день. Здесь никого не интересует твое прошлое, твои победы на ринге, если ты не устраиваешь, как тренер, ты не будешь здесь работать. И это правильный подход. Я два года занимался с Эвелином Мамишадзе, который сейчас в Катаре стал чемпионом мира, а чемпион мира – это не чемпион Европы, это звание совсем другого уровня.

- В США вы участвовали в профессиональных боях, стали чемпионом Америки по версии «IBF», но, потерпев всего одну неудачу, сразу же «повесили перчатки на гвоздь». Из-за всего лишь одного поражения?

- Не в поражении дело. А в том, что меня подставили. В чужой стране поначалу трудно во всем разобраться. И мой выбор пал на не очень порядочных менеджеров, которые пытались втянуть меня в «подставные» бои. Я не сразу понял, что происходит. И почему от меня скрывают имя моего будущего соперника, несмотря на то, что оно обычно должно быть известно за два месяца. Именно столько времени нужно, чтобы нормально подготовиться к бою, изучить его тактику, понять его особенности, выстроить свою линию ведения боя. Но когда тебе говорят за неделю, с кем ты будешь драться, этого очень мало!

Оказалось, менеджеры получали деньги от представителей моего противника. А моя карьера, мое имя, мои результаты их не волновали. Когда я все это понял, у меня пропало желание играть в такие игры.

- Почему среди ваших медалей так и не оказалось самой главной - золотой, олимпийской? Вы были призером Олимпиады в Барселоне, и на следующие Олимпийские игры в Атланту приехали фаворитом. Но что же там произошло?

- Теперь, когда прошло много лет, я могу признаться. Молодость и глупость… Ох, как же разозлится мой тренер по сборной России Николай Дмитриевич Хромов, если это прочитает…. Но я думаю, должен об этом рассказать. Пусть мой плохой пример для кого-то станет хорошим, может быть. Я был в великолепной форме, и действительно должен был стать чемпионом. Николай Дмитриевич не следил за мной по вечерам, он полностью доверял мне. Просто говорил: «Мы хорошо потренировались, а теперь поешь черной икры, погуляй, и ложись спать». А в Олимпийской деревне был «Макдоналдс». И я не смог удержаться от соблазна. Я объедался в «Макдоналдсе», и думал, что если после этого я посижу несколько часов в сауне, то смогу согнать вес, и ничего такого не случится. «Макдоналдс» - сауна – «Макдоналдс»... И снова сауна. Я просто убил этим свой организм. И когда я вышел на бой против парня из Таиланда, которому ни при каких обстоятельствах не должен был проигрывать, я не смог с ним ничего сделать! Он стал олимпийским чемпионом. А мне остается всю жизнь сожалеть о том, что я упустил свою удачу.

Николай Дмитриевич был мне как отец, и ни с кем другим я работать не хотел. Я всегда буду ему благодарен за все, чему он меня научил. Это мой второй отец… И русскую школу бокса я ставлю на первое место, даже хваленые кубинцы изначально были подготовлены русскими тренерами.

Вообще, за праздничным столом я обычно произношу тост за три страны. Я благодарю Грузию, в которой я родился и вырос, Россию и Турцию, где я был востребован как спортсмен, удачлив и счастлив. Но теперь к этим трем странам добавился и Азербайджан. После того, что я пережил как главный тренер в сборной Грузии, работать с таким высокопрофессиональным, понимающим, готовым во всем пойти тебе навстречу человеком, который живет клубом, его интересами, бедами и радостями боксеров, таким человеком, как президент «BakuFires» и вице-президент федерации бокса Азербайджана Ризван Гянджиев – об этом мечтает любой тренер. Поэтому то, что сейчас происходит в моей жизни – сбывшаяся мечта…