AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB

Чемпионка женской Исламиады Елена Мигунова: Исламские игры – это самое необычное из всего, что случилось со мной в спорте!

Инесса Рассказова, "Москва-Баку"
06.04.2017 01:30
Фото: rusathletics
Фото: rusathletics

Россия не примет участие в Играх Исламской солидарности, которые пройдут в Баку в мае этого года. Но все-таки в истории России была чемпионка Исламиады! После ее возвращения домой с золотой медалью, газеты вышли с заголовками: «Ее победы не видел ни один мужчина!». «Москва-Баку» удалось разыскать эту уникальную спортсменку, выигравшую двенадцать лет назад, в 2005 году, забег на 400 метров на женской Исламской Олимпиаде. Елену Мигунову из Казани. Впрочем, в последние годы Елена уже живет в Москве и теперь ее жизнь связана уже не с легкой атлетикой, а… с теннисом.

Стоит сразу же объяснить, что женская Исламиада, на которой побеждала Елена Мигунова во многом принципиально отличается от Игр Исламской солидарности в Баку: подобной строгости, правившей бал на женских Исламиадах былых лет и проистекающей из суровых законов шариата, в столице Азербайджана не будет.

И Иран сегодня уже совершенно другая страна, по сравнению с тем, каким он был в 2005 году. Поэтому воспоминания Елены Мигуновой о Тегеране двенадцатилетней давности, о том, что девушка в спортивном костюме, появившаяся в городском парке, может вызвать неподдельное возмущение местных жителей - это уже история, не имеющая ничего общего с современностью, но от этого она не становится менее увлекательной. 
eacc83f891e82322b3d8a677441df440.jpg

- Елена, говорят, что все начиналось так: вас вызвали в Татарстане, как принято выражаться в таких случаях «на ковер» и сказали: «Принято решение выступить на Исламиаде»?

- Честно говоря, мне трудно сейчас сказать, как все начиналось, поскольку меня на самом деле никуда не вызывали. О том, что мне предстоит выступление на столь необычном турнире, я узнала от своего тренера… Что это очень важно для Татарстана – Исламские Олимпийские игры для женщин, очень ответственно.

- Это был самый необычный турнир в вашей жизни?

- Сто процентов!

- Что вас особенно удивило?

- В первое мгновение больше всего удивило само время года: это был конец сезона, я совсем не привыкла выступать в сентябре, и на Исламскую олимпиаду мне пришлось уезжать уже после отпуска в Сочи. Обычно не бывает турниров в это время…

С Екатериной Кондратьевой, которая в итоге выиграла две золотых медали на Исламиаде мы, тем не менее, начали серьезно готовиться к соревнованиям. Понимая, что нам предстоит поездка в очень строгую мусульманскую страну, Иран, мы накупили в Казани строгую одежду, которая отвечает требованиям ислама. Выбрали все самое красивое: яркие длинные юбки, туники, платочки. Заранее, еще дома, оделись, как полагается… Но после прилета в Тегеран выяснилось, что мы перестарались! Что мы, оказывается, слишком нарядные, в Иране женщины в таких нарядах ходят только… на свадьбу. В розовых платках, розовых туниках мы слишком резко выделялись из толпы, в основном дамы там одеты в спокойные, бежево-голубые тона. Поэтому пришлось еще раз сменить гардероб, но уже на месте.

- Чтобы выйти на улицу в светской одежде даже речи не было?

- Ни в коем случае. Встречавший нас переводчик провел с нами серьезный инструктаж: одеваться только по мусульманским традициям и никак иначе. Несколько раз мы самовольно вышли в спортивных костюмах в парк, набросив на голову капюшоны, но нас тут же окружила толпа людей, которые гневно нам что-то кричали. Мужчина, который разговаривал на русском, вывел нас из этой толпы и объяснил, что мы не должны так одеваться. С точки зрения иранцев это вызывающе, грубо и оскорбительно. Потом этот же человек, учившийся в Советском Союзе, и поэтому хорошо знавший русский, вместе со своей супругой устроил нам экскурсию, и рассказал немало интересного. Свозили нас в сувенирный магазин, показали достопримечательности.

- А сами соревнования?

- Они проходили в закрытом помещении, чтобы ни один мужчина не мог ничего увидеть. Все зрители, все судьи были женщинами. После забега мы должны были сразу же одеться в полностью закрытую одежду и головные уборы, потому что на награждение мужчины уже допускались: журналисты, фотографы… Но только на награждение, когда мы уже были одеты и в головных уборах. В остальном все было точно так же, как на чемпионатах мира и Олимпийских играх, по тем же правилам, так как сложно придумать что-то принципиально новое, логичнее проводить по одним правилам, которые известны и понятны всем.

- Как бы вы описали атмосферу в раздевалке, само общение? Оно, кстати, было?

- Да, и еще какое общение! Наверное, такой душевной близости, такой открытости на других турнирах не встретишь. Девушки из мусульманских стран рассказывали о своих традициях, например, о том, что им запрещается выщипывать брови, или брить ноги… И просто о том, как происходит знакомство жениха с невестой, свадьба.

Все это было очень интересно. И сама обстановка – очень дружелюбная, теплая. Среди бежавших на Исламиаде легкоатлеток с кем-то мы пересекались и раньше, среди них были знакомые лица, но до этого никогда не общались, по крайней мере настолько раскованно, на уровне души.

- Медаль вы, скорее всего сохранили. Как она выглядит?

- Золотая. Круглая. Не очень большого размера, но и не маленькая. Средняя. Меньше и тоньше олимпийской. С надписями арабской вязью…


- В Баку в мае пройдут Игры Исламской солидарности, но они будет совсем не такими строгими, как те, в которых участвовали вы. У вас есть желание посмотреть трансляции?

- А Россия не участвует? И даже Татарстан – нет? В принципе, я обычно смотрю те соревнования, в которых выступают наши спортсмены, хотя мои любимые виды спорта мне интересны всегда. Если мне удастся узнать, где будут показывать бакинские Игры Исламской солидарности, я посмотрю с удовольствием.

- Легкую атлетику?

- Теперь моя жизнь связана с теннисом.

- Это неожиданно.

- Да, пожалуй... Шесть лет назад в Казани я вышла замуж, моему сыну уже четыре года. Последние два года я работаю заместителем директора по спортивной работе в Академии тенниса. В каком-то смысле это случайно получилось, но я не жалею!