AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB

Наставник сборной России по фехтованию Ильгар Мамедов: В Баку нас разрывали на части

Инесса Рассказова, «Советский спорт» - специально для «Москва – Баку»
27.07.2015 13:57

Двукратный олимпийский чемпион, главный тренер сборной России по фехтованию на рапире Ильгар Мамедов родился в Баку, там же живет его многочисленная родня – отец, братья, племянники и племянницы. Приехав совсем недавно на родину, главный тренер едва не пал «жертвой» азербайджанского гостеприимства. С большим сожалением Ильгар признался, что в родном городе ему удается, увы, бывать не часто: «Как, впрочем, и в Москве, - ведь моя жизнь проходит в самолетах». Зачем Ильгар Мамедов построил во дворе своего подмосковного дома двухэтажный мангал, и почему он считает президента МОК Томаса Баха своим родичем, знаменитый спортсмен и тренер рассказывает в интервью «Москва-Баку».

- Ильгар, вы давно уехали из Баку, уже много лет прожили в России. Но все-таки, насколько я понимаю, ваша жизнь по-прежнему достаточно тесно связана с родиной? За сборную Азербайджана много лет выступала ваша жена, ваш отец Яшар Мамедов – вице-президент азербайджанской федерации фехтования

- Конечно, могло ли быть иначе, если все мои родные, за исключением моей собственной семьи, супруги и детей, живут в Баку?! Связь не прерывается. Мне только жаль, что мои дети не знают азербайджанского языка, но я обязательно исправлю эту ошибку. Хочу нанять для них преподавателя по азербайджанскому языку, просто сейчас, в данный момент это невозможно сделать.

Моя старшая дочь только-только окончила школу, сдавала ЕГЭ, ей приходилось много заниматься, и она очень устала, как только она придет в себя, немножко отдохнет, я обязательно исполню эту свою давнюю мечту.

Есть у меня, впрочем, и другая мечта. Чтобы моя супруга научилась готовить блюда азербайджанской кухни. Я учил ее, но пока из этого ничего не вышло (смеется). Так что, когда мы принимаем дома гостей по азербайджанским традициям, - а у нас за столом собирается по 40-50 человек, - наши обязанности разделяются следующим образом. Супруга едет на рынок, там ее уже все знают, и заранее, к ее приезду, упаковывают самое лучшее мясо, зелень, овощи. А кулинарная часть ложится полностью на мои плечи! И это очень серьезно: все мои друзья, даже те, кто никакого отношения к Азербайджану никогда не имел, давно «подсели» на нашу кухню. Они и встречаться со мной готовы только в азербайджанских ресторанах. Сейчас я затеял у себя на участке строительство огромной летней кухни…

- Целой кухни?

- Да, я оборудовал во дворе дома большую площадку, чтобы готовить, как полагается, - на свежем воздухе, на живом огне. Стройка продолжалась несколько недель, помимо мангала у меня там будет печь с казаном для приготовления плова по всем правилам. Так что это будет не просто мангал, который можно купить в любом магазине для дачников, а целое, отдельно стоящее в саду здание.

- А что вы готовите? Рецептами поделитесь?

- Барашка. Или, например, молодой картофель, он вырезается «елочкой», натирается солью и маслом, потом его на шампур, и – поджарить на углях. Так вкусно получается – пальчики оближешь. Естественно, готовлю и овощи: перец, баклажаны, помидоры, их потом можно смешать и получается что-то наподобие баклажанной икры.

- Ильгар, Баку очень изменился за последние годы. Можно ли сказать, что теперь он совсем не похож на город вашего детства?

- Да, это два разных города. Тот город, в котором я вырос, понятно, что и страна тогда была другая… И то, что мы все увидели сейчас, во время Первых Европейских игр… Мне даже трудно сказать, с чем можно сравнить сегодняшний Баку.
Вот, например, недавно я побывал в Тбилиси, на чемпионате Европы для спортсменов до 23 лет. Я оказался в Тбилиси впервые за долгие-долгие годы. Их нет смысла даже сравнивать – Баку и Тбилиси, это небо и земля.

В Баку столько вложений, новых зданий, бульвар протяженностью 16 километров! Поэтому я, пожалуй, совсем не жалею о прошлом, скорее я счастлив, что мой родной город выглядит так, как он выглядит сегодня.

Но дух прежнего Баку никуда не ушел, не исчез и не померк. Наше традиционное гостеприимство остается прежним. Во время Первых Европейских игр незнакомые люди разрывали на части наших тренеров и спортсменов, приглашали в гости, на пикники на морское побережье, на дачи. Я был поражен: они видели нас впервые в жизни, и так хотели увидеть нас у себя в гостях. Я уже не говорю о своих друзьях, которые каждый день не только меня, а всю нашу команду пытались куда-то утащить.

- Но когда ваши фехтовальщики встречаются с азербайджанскими, что происходит у вас с отцом? Трудно поверить, что тема соперничества никак не отражается на ваших отношениях.

- В Азербайджане сейчас очень хорошо развивается женская сабля, и в этом виде оружия Азербайджан наиболее конкурентоспособен. В рапире и шпаге – пока еще нет. Поэтому, когда на Европейских играх азербайджанские саблистки, сестры Севиндж и Севиль Буньятовы выиграли серебро и бронзу, а от золотой медали при счете 15:14 отделил всего один укол, я прежде всего искренне порадовался за отца. Это большой успех.

Когда азербайджанская саблистка Сабина Микина встречалась с россиянкой Яной Обинцевой, я просто решил подойти к этому поединку с холодным сердцем, с трезвым расчетом. Как будет, так и будет… Сабина проиграла Яне. Может быть, если бы у папы уже не было двух других медалей в сабле, я бы в глубине души расстроился за него. Я же видел, как он нервничал, как не находил себе места, как переживал. Но вечером, когда серебро и бронза пришли, и отца в честь этого успеха пригласили поздравить в Олимпийский комитет, сам президент лично отметил его достижения, меня отпустило, и я был прежде всего очень счастлив за него.

Когда президент страны любит и знает спорт, как это происходит в Азербайджане, замечает успехи, поддерживает, это очень важно...

- Как в Азербайджане в принципе относятся к тому, что вы и выступали за Россию, и теперь возглавляете сборную России?

- Так сложилась жизнь. Во времена СССР я представлял на чемпионатах Советского Союза Азербайджан, мы и выигрывали чемпионаты страны, и в призерах были постоянно. Затем получилось так, что после распада Союза в Баку превалировали политические течения, вызванные переменами, и спорт отошел на второй план.

Передо мной стоял выбор: остаться в Баку и посвятить себя политике, но при этом уже, скорее всего, расстаться со спортом. Ситуация была сложной, возникли проблемы с финансированием, а мои тренеры находились в России… Мне нелегко было принять это решение. Я хотел фехтовать, я был молод, и не готов был в расцвете лет заканчивать спортивную карьеру. Дискуссии и внутренняя борьба были долгими…

- Вы не ревнуете, когда Алишер Усманов, возглавляющий международную федерацию фехтования, выручает РФС многомиллионными суммами, помогая покрыть издержки по контракту Фабио Капелло. При этом игра наших футболистов явно разочаровывает. У вас не возникло мысли о том, что было бы гораздо справедливее этими деньгами премировать фехтовальщиков, побеждавших на недавнем чемпионате мира в Москве?

- Ну что вы, мы очень счастливые люди! О таком попечителе, как Алишер Усманов мечтает любая федерация. Любая! А что касается его помощи футболу, то я считаю, перед ним нужно просто снять шляпу. Он не только для фехтовальщиков все делает по максимуму, и это подтвердят все спортсмены и тренеры, его внимания хватает и на других. Для нас это даже имидж: Алишер Усманов с помощью своих возможностей закрывает еще и проблемы футбола! И футболу, и Большому театру, и музыкантам, и детским домам…

- Почему вы, кстати, заметили в одном из своих недавних интервью, что для вас были важнее не столько эти победы на московском чемпионате мира, сколько олимпийские лицензии?

- Сборной нужно получить как можно больше олимпийских лицензий. Отбор на Олимпиаду очень сложен, он начался в апреле и закончится в марте следующего года. Для этого нужно хорошо выступать не на одних соревнованиях, нужно на протяжении долгого периода времени находится в прекрасной форме, а это практически нереально. Но мы должны стремиться к этому… А радость от того, что мы завоевали в Москве четыре золота, четыре серебра и бронзу никто не отменял! Мы взяли в третий раз подряд Кубок наций, это хет-трик, и большое достижение. Поэтому мы выходим из сезона с хорошим настроением, и с ним же входим в следующий, а он начнется для нас совсем скоро, 24 августа, на сборах в Португалии.

- Но победы Софьи Великой, триумфально вернувшейся на дорожку после рождения ребенка и Алексея Якименко, многократного чемпиона мира в команде, который только сейчас, в Москве, смог выиграть свою первую личную золотую медаль, стали для вас чем-то особенным?

- Конечно, ведь люди шли к этому столько лет! Соня уже становилась чемпионкой мира, но после рождения ребенка – это совсем другое. Вы сами это прекрасно понимаете: и лишний вес, и столько не фехтовала… Не передать словами, чего ей это стоило, ей приходилось преодолевать себя изо дня в день, Соня вынуждена была брать с собой на соревнования грудного ребенка, кормила его, вместе с ней ездили мама и братья, передававшие малыша друг другу с рук на руки, пока она выступала.

Но мы должны были дать ей эту возможность вернуться и снова ощутить себя полноценным членом команды, Соня была нам очень благодарна за это. А мы ей, конечно, благодарны за эти две золотых медали, которые она нам подарила на чемпионате мира! Она вытаскивала, переламывала ход уже практически проигранных командой встреч, это дорогого стоит. 

Алексей Якименко тоже здорово бился, только, к сожалению, другие ребята в команде не смогли его поддержать. Серебро, естественно, тоже медаль, но хотелось бы золота. Правда, на Олимпиаде в этот раз не будет мужской командной сабли, так что по большому счету в московском серебре нет ничего фатального…

- МОК с некоторых пор возглавляет бывший фехтовальщик, Томас Бах. С его приходом что-то изменилось в лучшую сторону?

- В первую очередь мне очень приятно морально, что фехтовальщик стал президентом международного Олимпийского комитета. А учитывая, что это олимпийский чемпион по рапире, можно сказать, мой родственник, дальний родственник…Приятно вдвойне. Как и то, что Томас Бах прилетел в Москву поприсутствовать на чемпионате мира по фехтованию. А в глубине души все мы надеемся, что и Томас Бах, и президент международной Федерации фехтования, тоже бывший фехтовальщик Алишер Усманов смогут повлиять на то, что в олимпийской программе у нас появятся дополнительные комплекты.