AZN = 34.08 RUB
USD = 56.30 RUB
EUR = 61.67 RUB
BRENT = 52.33 USD
Новости дня

Как Азербайджан продвигает бренд "Made in Azerbaijan"

Александр Караваев, политолог
12.10.2016 19:14


Ильхам Алиев подписал указ, определяющий регламент и работу экспортных миссий Азербайджана, и зарубежное продвижение бренда "Made in Azerbaijan". Данная инициатива, кстати, наиболее ожидаемая в сфере экономики за последние месяцы, идет в ключе других шагов президента, стимулирующих товарный экспорт из Азербайджана. 

be7bfc3c1d8c419385c4a85893a21ff7.jpgВ частности, она развивает распоряжение от 21 сентября о создании "Единой базы данных товаров, производимых в Азербайджане". Центру анализа и коммуникаций экономических реформ, исполнительным директором которого является молодой экономист Вюсал Гасымлы, предписано создать интернет-портал и поисковую систему, отражающую информацию о товарах и производителях Азербайджана. Причем президентское распоряжение детализирует необходимость создания на портале каталога производственной деятельности (подробное описание вида товаров, информацию о производителе, его юридический и фактический адрес, контакты). Каталог должен формировать группы производителей и даже их партнеров. Функционировать портал будет на трех языках - азербайджанском, английском и русском. Фактически, это пролог к интернет-сервису по торговле и продвижению азербайджанских товаров за рубеж. Об этом необходимом инструменте также давно говорили азербайджанские предприниматели. 

Нужно обратить внимание, что решения направленные на поддержку национального экспорта тесно привязаны к новой экономической политике Алиева, где главная ставка бюджетных накоплений делается на получение внутренних доходов от налогов и таможенных пошлин. Поэтому сверхзадача "экспортной политики" не в увеличении прибылей предпринимателей, это решается по ходу процесса, а в накоплении бюджетных доходов. Накануне заседания правительства, подводившего итоги девяти месяцев, Минфин опубликовал проекты бюджетных документов на 2017 год, согласно которым поступления от фискальных ведомств постепенно возрастают. В частности от таможни ожидается поступление в бюджет 2,2 млрд. манатов (среди них НДС - 1,639 млрд. AZN). По линии министерства налогов государственный бюджет рассчитывает получить 7,21 млрд. манатов - на 200 млн больше, чем в этом году. Основу поступлений традиционным образом составят налог на прибыль (2,068 млрд. AZN), НДС (2,363 млрд. AZN) и подоходный налог (1,14 млрд. AZN). Кстати, в текущем году в январе-сентябре Министерство налогов на 70,27% выполнило прогноз отчислений в государственный бюджет Азербайджана на весь 2016 год (7,010 млрд. манатов). 

В этой связи две важные новости для предпринимателей, собственно для азербайджанцев и тех их партнеров, кто занимается бизнесом с Азербайджаном, заключается в изменении части таможенных пошлин. 

Во-первых, с конца октября вводятся так называемые специфические импортные пошлины на продукты питания и строительные материалы сроком на два года. Под действие решения попали мясные и пищевые продукты. Ставки здесь составляют $1 на килограмм импортируемого товара (куриные яйца на уровне $100 за тысячу штук). Решение также распространяется на импорт овощей и фруктов по ставке $0,2-0,4 за килограмм, но на орехи она достигает $1,5 за 1 кг. Специфические ставки для различных напитков могут достигать 18 евро, но, в основном, для спиртных и безалкогольных напитков они оценены в $0,7 за литр. В этом сегменте Азербайджан определенно ставит барьер грузинским минеральным водам - своему основному конкуренту. Под действие решения также отнесены строительные материалы. Ставки по ним колеблются от $0,03 за 1 кг до $15 за тысячу кирпичей. Таким образом, что мы получаем? 

Азербайджан защищает свой внутренний рынок, стимулирует национальных производителей расширять бизнес и занимать новые ниши. Возможно, некоторое снижение цен на ряд продовольственных позиций. Другое последствие - изменение переговорных позиций Баку в процессе вступления в ВТО, ряд переговоров придется начинать заново, что также указывает на долгосрочный характер азербайджанского импортозамещения. 

Вторая новость касается экспортеров - с ноября вводятся специфические пошлины на экспорт мяса всех видов и продукцию животноводства, сроком на пять лет. Пошлина на экспорт мяса составит $500 за 1 тонну, на кожу животных - $350 за 2,6 квадратных метров. В данном случае, это мера косвенно направленна на поддержку внутреннего спроса и регулирование цен. Насколько данная мера повлияет на экспортеров, говорить пока рано. 

Но вернемся к "брендовому" указу. Фактически он упорядочивает способы бюджетной и административной поддержки экспорта, и, что немало важно в текущей ситуации - определяет механизмы оплаты расходов на сертификацию и патентование азербайджанских товаров за рубежом. Собственно он создает институт для продвижения бренда "Made in Azerbaijan" в мире. 

Министерству экономики предписано создать экспортные миссии по разным регионам мира, которые и должны будут выявлять новые возможности для выхода азербайджанской товарной продукции на новые рынки. Технически, экспортные миссии будут ограничены 4 днями и 20 участниками и должны иметь в своём составе не менее одного реального экспортёра. Устанавливается квартальная отчетность о проделанной работе и бюджет данного направления деятельности министерства. Указ регламентирует продвижение бренда "Made in Azerbaijan" в том числе и через магазины за рубежом и специализированные полки в сети Duty free. 

Комментируя решение президента, глава Фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) Руфат Мамедов, отметил, что будут предприняты меры по расширению экспорта химического производства, металлов и металлической продукции (два будущих лидера азербайджанской химической отрасли заводы «SOCAR Пoлимер» и «SOCAR Карбамид» дадут свою продукцию не раньше 2018 года). Сюда же нужно добавить, что последние месяцы президент уделял пристальное внимание хлопковой промышленности, табаководству и шелководству. Изданы соответствующие указы, субсидирующие данные отрасли и стимулирующие развитие сопряженных сфер бизнеса в направлении поддержки их экспорта. В частности, это относится к хлопковой переработке, кожевенной и обувной промышленности. К примеру, в Мингячевирском промышленном парке будет создано 9 фабрик по переработке хлопковой и шерстяной пряжи, производству кожаных изделий, акриловой пряжи - запланированы проекты в объеме 150 млн. долларов. Все это продукция экспортной направленности, которая будет обеспечивать стабильными рабочими местами не менее 5-6 тысяч человек. 

Анализируя потенциал экспортной политики Азербайджана, в контексте развития данного президентского решения, необходимо провести ряд практических исследований. В частности, в России по каждому субъекту федерации может найдена своя специфика: определены наиболее потребляемые азербайджанские товары; потенциальные свободные ниши для новых товаров; возможные конкуренты Азербайджана, их слабые места; способы регистрации новых совместных предприятий и процедуры прихода на местные рынки (в торговые сети и оптово-логистические базы). Необходимо понять заинтересованность российского рынка в азербайджанских товарах, способы рекламы продукции, налоговые режимы РФ. В частности, этим направлением занимается "Азербайджанская ассоциация производителей и экспортёров фруктов и овощей", заключившая соглашение о сотрудничестве с российской X5 Retail Group. 

В каких-то случаях, могут получить большую перспективу возможности экспорта сырья (от плодо-овощного, до хлопка сырца и шелка) с дальнейшей переработкой этого сырья в торговую продукцию на совместных российско-азербайджанских предприятиях. В каких-то регионах проще и эффективнее, с точки зрения прибыли, поставлять готовую переработанную продукцию. Это уже аспект работы для диаспоры, о чем говорил президент, выступая в этом году на съезде азербайджанцев мира. Именно бизнес диаспоры основной контрагент для поставок продукции в регионы РФ на уровне малого и среднего бизнеса. 

Указ даст возможность ответить на ряд технических вопросов - в частности, необходима ли сеть зарубежных брендовых магазинов или бизнес-центров, где была бы представлена продукция и информация о производителях, а также периодические культурно-информационные выставки рассказывающие об Азербайджане: истории, культуре, промышленности. 

В Азербайджане также необходима проработка возможностей создания интернет платформы, возможно на базе "Единой базы национальных товаров", выполняющей роль товарно-сырьевой биржи с выходом на крупные российские и прочие интернет-площадки в других регионах мира. Развитие азербайджанской логистики и почтовой службы должно идти в направлении возможности доставки интернет-заказа прямо с предприятия (агрофирмы, или предприятия переработки). Таким образом, к примеру, скажем, заказчик из России получит ореховую пасту или овечий сыр прямо из Нахчывана или чай из Лянкараня. Это создаст совершенно уникальные возможности и новый рисунок товарно-экономических отношений для азербайджанского бизнеса. 

Первые признаки этого будущего уже видны. На днях, «Азербайджанские железные дороги» (ADY) и «Русагротранс» учредили совместное предприятие «Азрустранс», которое будет заниматься доставкой грузов из Азербайджана в Россию и их транзитом из других стран. Пока, ставка в этом бизнесе будет сделана на поставки зерна в строну Ирана. «Азрустранс» планирует строительство в азербайджанской Астаре на территории свободной экономической зоны зернового терминала на 30 000 т в год с возможностью расширения (проект оценивают в $20–30 млн.). Зерно, в данном случае, наиболее прибыльный "локомотив". Появление подобных перевалочных терминалов даст возможность формировать на них сборные грузы для контейнеров фитинговых ж/д платформ, позволяющих осуществлять доставку уже азербайджанской продукции по всем транспортным коридорам.