AZN = 38.66 RUB
USD = 65.58 RUB
EUR = 74.99 RUB
BRENT = 72.61 USD
Новости дня

Политолог Александр Караваев: Карабахская повестка сочинской встречи

Политолог Александр Караваев: Карабахская повестка сочинской встречи

Александр Караваев
03.09.2018 12:58

/upload/iblock/b1e/b1ee350881250a85b05adf4114a4072b.png

Общую картину "вокруг" карабахской темы после встречи Путина и Алиева в Сочи анализирует научный сотрудник Института Экономики РАН, политолог Александр Караваев - специально для "Москва-Баку".

Переговоры Владимира Путина и Ильхама Алиева в Сочи прошли с явным уклоном в сторону экономики: заявлена долгосрочная повестка, подписан план действий до 2024 года. Однако наиболее интригующая тема - состояние карабахского процесса - осталась скрыта от глаз публики. Президенты не раскрыли всех деталей переговоров, заявив, что Россия и Азербайджан будут еще активнее работать для разрешения многолетнего конфликта.

Путин в рамках брифинга сказал, что Россия "в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ продолжит оказывать все возможное содействие мирному урегулированию этого конфликта". В свою очередь, Ильхам Алиев подчеркнул, что "Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, занимающейся урегулированием конфликта, играет важную роль в деле урегулирования. Россия является нашим соседом, нашим историческим партнёром и другом. И мы рассчитываем на то, что усилия России в деле урегулирования конфликта будут продолжены".

Нам не известны детали переговоров вокруг карабахского процесса, но тем не менее, проанализируем общую картину "вокруг" карабахской темы, с определенными допущениями.

Первое. Политический диалог России с Арменией поставлен на паузу в силу внутриполитических процессов в Ереване. Надолго ли - пока не понятно. Но Москва находится в ожидании. Естественно, что в этот период голос Баку будет слышнее.

Вдобавок к этому в российско-армянских отношениях возник реальный конфликтный узел. В Москву, по линии межгосударственного розыска стран СНГ поступил официальный запрос Еревана о выдаче экс-министра обороны Армении Микаела Арутюняна по уголовному делу о событиях 1 марта 2008 года в армянской столице. Предварительно принято решение, что в экстрадиции будет отказано, поскольку "установлено", что Микаел Арутюнян с 2002 года имеет российский паспорт…

На самом деле до этого судьбоносного момента в российско-армянских отношениях были только предположения и неприятные эмоции: "не согласовали запрос на арест…" Теперь же вопрос становится ребром - возвращайте генерала по запросу на выдачу. Соответственно, эта тема будет постоянно возникать в ходе переговоров, пока кто-нибудь не отступит.

Второе. Российский экономический трафик по линии Азербайджана и Армении продолжает демонстрировать диспропорции. Если с Азербайджаном начинает разворачиваться новый цикл отношений на пять лет вперед, с учетом всех современных тенденций в сферах организации совместной промышленности, элементов госуправления, и новых технологий, то в отношении Армении, напротив, возрастает количество неизвестных переменных. Какие ожидания в краткосрочной перспективе российско-армянских отношений? Дальнейшее смещение политических балансов и выстроенных бизнес-связей, непонятные структурные изменения в экономике, которые отразятся на бизнесе и госконцернах, ломка теневых схем... С Баку этого не происходит. Кроме того, в Армению, точнее в российско-армянские проекты, по-прежнему, нужно вкладывать кредиты. Азербайджан сам в состоянии субсидировать свою долю торгово-экономического взаимодействия.

Третье. Продолжится продажа оружия Азербайджану.

То, что на брифинге президентов впервые публично была упомянута сумма оплаченных контрактов на поставку вооружений и техники - $5 млрд, говорит о том, что данный вопрос обсуждали именно в контексте продолжения процесса. Россия не будет лишать себя дополнительных средств в сфере "оборонки". Учитывая, что глобальных рынок имеет тенденцию сокращаться для РФ под давлением санкций (в 2013–2017 гг. объем экспорта российских вооружений упал на 7,1% по сравнению с 2008–2012 гг).

В то же время $5 млрд, пусть и растянутых с 2010 года, когда появилась первая информация о серии контрактов, является третью годового объема российских контрактов по линии ВТС 2017 года ($15 млрд). Здесь же нужно отметить, что впредь информация о данных сделках будет менее доступна для СМИ (в ноябре 2016 года подписан соответствующий указ президента РФ) во избежание скандалов и прочих последствий связанных с санкциями.

В случае с Азербайджаном частично оборонные заказы могут быть оплачены госгарантиями поставок аграрной продукции, что также имеет свои определенные плюсы. Не исключено, что такая договоренность существует на высшем уровне.

Что из этого следует?

Тем не менее, из этого не следует, что Россия резко (или тем более под нажимом) изменит баланс в карабахском вопросе. "Посреднический" успех Москвы в тактике ожидания - в какую сторону переломится баланс. В то же время, нужно признать, такая позиция камуфлирует возможность манипулирования процессом. Не факт, что Москва прибегает к подобным действиям в попытке создать дополнительные привязки, сохраняющие Армению и Азербайджан в своей орбите. Но возможность такая есть. Во всяком случае в рамках "устрашающего" давления на Ереван, сейчас, это оправданно по причине утраты полноценного контроля над внешней политикой Армении.

Баку в этих условиях остается набирать очки своими доступными методами, включая и развитие экономической базы с Россией. В конце концов кроме непосредственного прикладного результата, в виде экономической устойчивости, это дает определенные результаты и в карабахском процессе, закладывая фундамент на будущее.