AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

Каспийские головоломки

Владимир Сухой, "Москва-Баку"
21.07.2015 17:33

Море мира. Море дружбы и стабильности. Безопасность в регионе сама по себе принесет экономическое процветание. Эти политические формулы и установки вот уже более 20 лет не вызывают никаких дискуссий у лидеров пяти прикаспийских государств -Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Есть общие цели. Схожие мнения. Во многом совпадающие геополитические интересы. Но правовой статус Каспийского моря - крупнейшего в Евразии внутреннего водоёма - по сегодняшний день так и не определен. 43Сухого_В.В..jpgПроблема Каспия встала в полный рост после распада СССР, когда на карте мира появились новые субъекты международного права — государства Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. До этого статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией и договором о торговле и мореплавании 1940 года между Советским Союзом и Ираном. Де-факто многие положения этих договоров действуют и сегодня, однако полного согласия в том, как делить Каспийское море и как пользоваться его ресурсами, как не было, так, увы, и нет.

43Сухого_В.В..jpgПоиск согласия прикаспийские государства начали в 2002 году – тогда в Ашхабаде прошел их первый саммит. Второй саммит прошел в 2007 году в Тегеране, третий – в 2010 году в Баку. Четвертый саммит, прошедший в сентябре 2014 года в Астрахани, ознаменовался, по общему мнению, прорывом: президенты стран «пятерки» согласовали политическое заявление, в котором впервые прописаны контуры будущих договоренностей по статусу Каспия. Дальше пока дело не пошло. И если с делимитацией акватории особых проблем не возникает, то по континентальному шельфу и его богатствам до сих пор у пяти прибрежных государств есть скрытые и открытые разногласия.

Россия с самого начала в принципе выступала против раздела Каспийского моря. В основу нового правового статуса Каспия российская сторона предлагала положить следующую формулу: «разграничиваем дно в целях недропользования, а вода – общая». Однако затем Москва согласилась на создание так называемых национальных поясов, охватывающих 25-мильные территории от берега. В итоге лидеры пяти прикаспийских государств договорились о принципах национального суверенитета каждой из стран над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и еще 10 "рыболовных" миль.

Азербайджан же с самого начала был не согласен с концепцией «общего режима пользования» и ввел в международную практику понятие «национальный сектор Каспийского моря». Конституция Азербайджана 1995 года закрепила азербайджанский сектор Каспийского моря в качестве «составной части Азербайджанской Республики». Туркменистан, хотя и поддерживал многие инициативы России, в октябре 1993 года принял закон «О государственной границе», в котором объявил об установлении на Каспии своих внутренних вод, территориального моря и исключительной экономической зоны. Астана и Баку в ответ на протесты Москвы и Тегерана против сооружения подводного нефтепровода Мангышлак–Апшерон, заявили, что «труба пройдет исключительно через азербайджанский и казахстанский участки Каспия». Казахстан негласно оспаривает некоторые блоки Северного Каспия, на которые Россия объявила конкурс. Основная головоломка по вопросу «Каким образом должен быть поделен Каспий?» заключена в позиции Ирана, который претендует на 20-процентную часть акватории. При таком раскладе соседям Исламской Республики предлагается поделиться с ней своими морскими просторами. Дело в том, что в основе «дележа Каспия на национальные участки» лежит принцип протяжённости береговой линии каждого из прибрежных государств. Иранская же доля составляет всего 14 процентов периметра Каспия!?

Сегодня каждое прикаспийское государство накопило достаточное количество аргументов в вопросах разграничения акватории, недр и шельфа между странами «пятёрки». Море уже разделено на национальные сектора зачастую с явным перекосом интересов в пользу того или иного государства. Но многие моменты все же удалось согласовать. В 1998 году Казахстан и Россия заключили соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря и суверенных правах на недропользование. В 2001 году было подписано соглашение о разграничении дна Каспийского моря между Казахстаном и Азербайджаном. Казахстану, Азербайджану и России в мае 2003 года удалось договориться о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспия. Сенат парламента Республики Казахстан 25 июня 2015 года ратифицировал «Соглашение о разграничении дна Каспийского моря между Казахстаном и Туркменистаном». И только у Ирана нет на данный момент ни одного соглашения о разграничении дна Каспийского моря ни с одной из прикаспийских стран. Причем, Иран - единственное из пяти прикаспийских государств, которое имеет прямой выход к Индийскому океану. При транспортировке энергоресурсов из Каспийского региона это дает Тегерану определенные преимущества перед Россией и Азербайджаном.

Сложности определения статуса Каспия в значительной степени связаны с признанием его озером или морем. Международное право по-разному трактует принципы разграничения «международного озера» и «международного моря». Впрочем, ни статус «озера», ни статус «моря» не исключает раздела Каспия на национальные сектора и, с другой стороны, не обязывает прибрежные государства к этому. Одни озера мира поделены на национальные сектора, другие – нет. И с «морями» - такая же история. Например, Средиземное море не поделено между прибрежными государствами. В любом случае для определения статуса Каспия и как «моря», и как «озера» необходимо получить единодушное согласие всех пяти прикаспийских стран.

Нерешённым по многим позициям остаётся и вопрос обеспечения безопасности на Каспии. Принятые в 2007 году в Тегеране ключевые решения по безопасности обязали все страны региона решать любые споры исключительно мирным путём и не использовать территории прикаспийских государств для агрессии против соседей. Вместе с тем, задекларированные на высшем государственном уровне намерения так и не стали практикой. Российская инициатива о создании совместной военно-морской группы оперативного взаимодействия на Каспии так и не была реализована. Никаких совместных мониторинговых мероприятий по недопущению наращивания вооружений в регионе, к сожалению, не наблюдается. А поскольку попытки милитаризации Каспийского региона с подачи «нерегиональных игроков» продолжаются, должен быть закреплен один из основополагающих принципов безопасности: исключительное право пребывания на Каспийском море вооруженных сил только прибрежных стран. Определенные ожидания по разработке основных параметров системы коллективной безопасности на Каспии связываются с предстоящими в октябре консультациями Главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова с командующими ВМС Азербайджана, Ирана и Казахстана. По информации российского военного ведомства, в ходе консультаций стороны намерены обсудить возможность учреждения многостороннего консультативно-совещательного органа — Комитета командующих ВМС прикаспийских государств и подписания Соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море.

В настоящее время все прикаспийские государства исходят из того, что только они обладают исключительными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов и что Конвенция о правовом статусе может быть принята только с их общего согласия, то есть консенсусом. Переговоры по конвенции и отраслевым соглашениям ведутся уже более 10 лет. Большие надежды по-прежнему вселяют документы четвертого саммита прикаспийских государств в Астрахани. В них, по меньшей мере, слышатся ноты оптимизма. Однако проблема правового статуса Каспия настолько сложна и запутана, что для ее решения потребуется, по-видимому, еще немало времени.