AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Российские эксперты: Почему президент Армении Серж Саргсян на Мюнхенской конференции обрушился с обвинениями в адрес Турции

Российские эксперты: Почему президент Армении Серж Саргсян на Мюнхенской конференции обрушился с обвинениями в адрес Турции

Нана Хоштария
19.02.2018 17:26

{PHOTO_1}

На Мюнхенской конференции по безопасности президент Армении Серж Саргсян поставил в вину Турции, что она продолжает держать границу с Арменией закрытой и что Ереван со своей стороны сделал все для того, чтобы армяно-турецкие отношения нормализовались. Речь идет о подписанных Арменией и Турцией в 2009 году в швейцарском Цюрихе "Протоколе об установлении дипотношений" и "Протоколе о развитии двусторонних отношений", которые после подписания должны были быть ратифицированы парламентами двух стран.

Напомним, что между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения. В 1993 году Турция в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией в связи с оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками. Предполагалось, что Анкара будет согласна открыть границу, если Армения прекратит добиваться международного признания геноцида армян и выведет войска с оккупированных азербайджанских территорий.

В соответствии с подписанными документами стороны должны были установить дипломатические отношения, открыть общую границу, начать регулярные политические консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран, а также признать территориальную целостность каждого государства. Однако после этого в обеих странах появились недовольные данными документами. При этом Турция стала настаивать на том, что ратификация документов возможна только при ряде условий – в частности, тех самых, которые и были зафиксированы после закрытия турецко-армянской границы – прекратить добиваться признания «геноцида армян» и вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий.

На протяжении всех девяти лет тема протоколов о нормализации отношений между Турцией и Арменией периодически всплывала в негативном ключе. На 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Саргсян заявил, что «Турция ошибается, если думает, что может бесконечно удерживать в заложниках эти протоколы и ратифицировать их, только когда ей будет удобно» и анонсировал, что Армения весну 2018 года встретит без этих протоколов. И вот теперь на площадке в Мюнхене Саргсян решил снова поднять эту тему. Президент Армении заявил, что «Турция не только не ратифицировала их (протоколы – "Москва-Баку"), но и выдвинула не имеющие ничего общего с протоколами предварительные условия». По словам Саргсяна, это стало «провалом исторической возможности». Саргсян обвинил Турцию в отсутствии политической воли и заявил, что «если Турция хочет дождаться других условий и после этого ратифицировать протоколы, она глубоко ошибается, в новых условиях должны вестись переговоры по новому документу». Удивительно и то, что в своей же речи Саргсян заявил, что Азербайджан никак не мешает Армении и Турции в восстановлении отношений, что само по себе странно для риторики армянского президента.

«Москва-Баку» обратился к российским экспертам за комментариями к сложившейся ситуации в отношениях между Турцией и Арменией.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков называет главной причиной нежелания Турции ратифицировать протоколы о возобновлении отношений с Арменией то, что Ереван не готов снять с повестки вопрос продвижения политики признания международным сообществом «геноцида армян».

«Турция не стала ратифицировать протоколы, поскольку убедилась, что Армения не хочет снимать с повестки вопрос о геноциде армян. Само по себе руководство Армении может быть и было бы готово отказаться от этого вопроса ради открытия границы с Турцией, но ему не позволяет это сделать мощнейшее давление радикальной части диаспоры, для которой вопрос «геноцида армян» является важным сплачивающим фактором, позволяющим консолидировать диаспору в единое целое и одновременно занимать довольно выгодную позицию, когда под флагом геноцида ты повышаешь свой социальный статус, получаешь от мирового сообщества какие-то выгоды. Для Армении стремление сделать «геноцид» аналогом Холокоста - стратегическая политика. Руководство Армении больших дивидендов от всей ситуации вокруг «геноцида» не получает, но из-за влияния диаспоры отказаться от этого вопроса не может».

Также по словам Маркова, определенное значение в ситуации с нератификацией протоколов является отказ Армении выводить свои войска из оккупированных районов Азербайджана. «Это условие Турция ставила изначально для открытия границы с Арменией, этот жест в адрес братского Азербайджана, который, возможно, для самой Турции и не имеет первостепенное значение (по сравнению с вопросом «геноцида», но он всегда фигурирует и является в целом значимым). «Понятно, что самим фактом наличия близких дружественных отношений между Турцией и Азербайджаном идет не давление, но влияние», - заявил Марков.

Эксперт выразил мнение, что президент Армении в последнее время часто поднимает вопрос с протоколами о восстановлении отношений между Ереваном и Анкарой, в связи с ростом уровня отношений между Турцией и Россией. «Поэтому президент Армении считает, что может сейчас каким-то образом урегулировать этот вопрос. У Армении в регионе сегодня сложнейшее положение. Это состояние фактически войны с Азербайджаном и холодной войны с Турцией, вынужденно-нейтральные отношения с Грузией. Когда армянское руководство само по себе имеет в принципе не такие уж хорошие отношения с Грузией. Армения для того, чтобы не оказаться в полной блокаде, вынуждена поддерживать отношения с Грузией и Ираном. При этом Армения не вовлечена во многие крупнейшие региональные проекты», - констатирует эксперт.

147fe9019f9f02b3f822a26533f1cc1c.jpgПо словам научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, протоколы являлись предметом постоянных дискуссий между Ереваном и Анкарой.

«На самом деле, первоначальные тезисы, зафиксированные вначале «футбольной дипломатии» между Турцией и Арменией, не предусматривали каких-то конкретных действий по нагорно-карабахскому урегулированию, но через некоторое время позиция Анкары изменилась и она стала фиксировать необходимость конкретных шагов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Армению эти предусловия не устроили, а «футбольная дипломатия» провалилась.

Вывод войск Арменией с оккупированных территорий Азербайджана подразумевал бы и дальнейшее постепенное открытие границ между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией и, соответственно, экономическое взаимодействие.

Сегодня определенный доступ армянских товаров на турецкий рынок есть - поставки ведутся через территорию Грузии, при этом используются какие-то уловки, чтобы поставки обходили санкции.

Естественно, для Армении было бы эффективным комплексное решение, когда сразу открываются двери и в экономику Турции, и в экономику Азербайджана, включая транспортные коридоры. Армения получила бы много бонусов, поскольку сегодня она по сути отстранена от ключевых региональных проектов – транспортные коридоры Баку-Тбилиси-Карс, Север-Юг, поскольку Азербайджан естественным образом блокирует участие в них «неприятного игрока».

Вместе с тем Азербайджан всегда говорил, что достаточно разрешить нагорно-карабахский конфликт, и для региона, и в частности, Армении, откроется новый этап развития. Армения блокирует по своей территории развитие транскавказских коммуникаций, которые были проложены еще в советское время – железную дорогу, которая соединяла территорию Азербайджана и Армении через азербайджанский Нахчиван. Если бы Армения получила деблокаду, это привело бы к качественно иным условиям для развития экономической конкуренции и взаимодействия в регионе Южного Кавказа».

IMG_5018.jpgНа этом фоне политолог Павел Клачков считает, что для Турции вопрос ратификации протоколов имеет особое значение, и причиной тому - несколько факторов. «Первый фактор – то, что армянская «карта» очень активно используется Западом с целью ограничения влияния Турции и нанесения по ней политических ударов. В Европе против Турции активно используется вопрос так называемого геноцида армян. Совсем недавно мы наблюдали в парламенте Нидерландов скандал, связанный с армянской темой.

Очень активную позицию в армянском вопросе занимает лидер Франции Эммануэль Макрон.

Второй фактор – позиция Турции по Сирии. После начала Турцией операции «Оливковая ветвь» против курдских террористических формирований в Сирии, в Европе активно пошла армянская «карта» - Запад стал ее еще более активно разыгрывать, в том числе и в самых верхах, то есть на уровне лидеров, парламентов европейских стран».

Павел Клачков напоминает, что по данным турецких экспертов, Армения участвует в подготовке боевиков курдских террористических организаций, против которых ведет борьбу Турция, причем, подготовка ведется в том числе на оккупированных азербайджанских территориях. «Турецкие аналитики утверждают, что речь идет чуть ли не о 12 лагерях по подготовке боевиков на территориях, которые контролирует Армения. Это еще больше обостряет и препятствует подписанию. Получается, что в эту ситуацию вовлечены сирийский, курдский, нагорно-карабахский конфликты», - говорит эксперт.

Как считает Клачков, ситуация, когда восстановлению отношений между Турцией и Арменией мешает большое число факторов, делает вопрос ратификации протоколов или каких-либо других договоренностей на ближайшее время маловероятным.

mavashev.jpgРуководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев также отмечает, что сложившуюся ситуацию между Турцией и Арменией породил ряд факторов.

«Несомненно, что перед нами запутанный клубок противоречий и замкнутого круга. Да, официально именно проблема нагорно-карабахского конфликта положена в основу нежелания или невозможности нормализации отношений со стороны Анкары. Но я бы посмотрел на вопрос чуть шире. Не исключено, что речь идёт в большей степени об официальной риторике, за которой удобно спрятаться. Вероятно, что ежегодно транслируемые армянской стороной претензии относительно геноцида армян, а также то, что может за ними последовать, признай Турция факт геноцида, не в последнюю очередь тормозит процесс. Дело в том, что при отсутствии доверия, любые уступки чреваты тем, что твой визави не остановится и затребует новых послаблений и так далее. Так что проблема Карабаха лишь отчасти осложняет обстановку, но вряд ли ее стоит рассматривать, как отправную точку конфликта.

Очень трудно найти выход из сложившегося положения и по причине того, что отношения с Баку и с Анкарой в известной степени стали носить ритуальный характер, когда транслируются одни и те же постулаты», - говорит Мавашев.

Вместе с тем, считает Мавашев, турецкая сторона могла бы завершить начатое с протоколами.

«Ведь, когда в Цюрихе подписывались протоколы и мы стали свидетелями ранее проведённой "футбольной дипломатии", никто не предъявлял Армении каких-либо предусловий. Но итог известен. Турецкая международная политика обладает высокой степенью тенденциозности, а проще говоря, нестабильности. Не вижу особых предпосылок к тому, чтобы позиция Анкары изменилась при действующем турецком руководстве. В отношении Еревана действует жесткий, бескомпромиссный курс. Это очевидно».