AZN = 44.94 RUB
USD = 76.35 RUB
EUR = 89.25 RUB

Архитектор Эльчин Алиев: В Баку живет особая общность – бакинцы

Архитектор Эльчин Алиев: В Баку живет особая общность – бакинцы

Лейла Мурад    Москва-Баку
14.08.2020 01:34

Доктор искусствоведения, профессор Эльчин Алиев не только практикующий архитектор, но и автор многочисленных книг об архитектуре Баку. При этом исторические исследования Эльчина Алиева часто тесно связаны с его современными проектами, посвященными восстановлению старинных кварталов Баку и пригородов. Поэтому интервью журналиста Вячеслава Сапунова для «Москва-Баку» с профессором Алиевым о Баку получилось особенно интересным.

Баку когда-то называли «Парижем Востока», гости Баку нередко сравнивают его с Дубаем, случаются и другие сопоставления. Как вы относитесь к подобным сравнениям?

– Конечно же, я отношусь к этому отрицательно. Баку – это именно Баку, со своим архитектурным «лицом», непохожим ни на один другой город мира, уникальный город на стыке Востока и Запада, хоть Киплинг и уверял, что это невозможно. Возможно! Но возможно это только здесь, в Баку. Это город на стыке времен и цивилизаций, культур и религий, город, в котором живет особая, ни на кого другого непохожая общность – бакинцы.

Баку – ровесник нашей эры, ему более двух тысяч лет. Он рос и развивался, формировался и совершенствовался на благословенной земле Апшерона, на берегу древнего Хазарского моря, Каспия. Из маленькой средневековой крепости он превратился в современный мегаполис, в котором, как на палитре художника-импрессиониста, намешана куча красок, и каждая из которых неповторима. Баку – удивительный город, он обладает поразительной магией, он может свести с ума – в хорошем смысле слова. Ему, как никакому другому городу, посвящали и посвящают стихи… Да, из-за того, что в Баку сошлись Восток и Запад, столицу Азербайджана образно называли «Парижем Востока». Но Баку – это не Париж. Баку – это Баку! Это лучше, чем Париж! Поэтому считаю подобные сравнения некорректными.

Вы давно занимаетесь историей архитектуры Баку. А историкам, как и вообще ученым, свойственно все систематизировать, упорядочивать. На какие периоды вы разбили бы историю бакинской архитектуры, скажем, за последние век-полтора?

– Весь XX век стал как суровым испытанием, так и толчком для стремительного развития Баку. Город достойно выдержал этот экзамен. Удалось сохранить, в отличие от других крупных городов бывшего СССР и стран Восточной Европы, сильно пострадавших от Второй мировой войны, много исторической архитектуры, а то, что Баку приобрел, удивительным образом в него вписалось.

Столица Азербайджана обогатилась архитектурой art nouveau конца XIX века – начала XX века, когда в Баку творили замечательные зодчие: Дмитрий Буйнов, Николай Баев, Антон Кандинов, Иоганн Эдель, Адольф Эйхлер, Юзеф Плошко, Казимир Скуревич, Юзеф Гославский, Зивербек Ахмедбеков, Гасымбек Гаджибабабеков, Мамед Гасан Гаджинский и многие другие.

Одна из визитных карточек города – архитектура эпохи конструктивизма. Знаете, даже самые резкие и суровые стили XX века обретали на нашей бакинской земле жизнерадостную лёгкость. Именно здесь конструктивизм 1920-1930-х годов вернул себе тот шик, который отличал проектную графику мастеров этого стиля и который с трудом воплощался в холодных столицах бывшего СССР. В Баку из-за жаркого климата всё стало возможно: и открытые террасы, и сплошное остекление, и сады на крышах. Металл и цемент были в большом дефиците, поэтому строился бакинский конструктивизм из местного апшеронского камня, а потом штукатурился «под бетон» – но и это придавало ему особое обаяние. В этот период в городе творили братья Веснины, Моисей Гинзбург, Лев Ильин, Соломон Иоффе, Семён Пэн и другие мастера архитектуры. Представляете себе, какие имена?!

Периоду конструктивизма в архитектуре Баку угрожало исчезновение, но, к счастью, были восстановлены за последние годы гостиница «Интурист», построенная по проекту Алексея Щусева, великолепно реконструировано здание общества «Динамо», созданное Моисеем Гусманом.

Южный бакинский климат оказал влияние и на сталинскую неоклассику 1940-1960-х годов, наполнившуюся здесь радостью и светом, любовью и уютом. Своеобразием архитектуры середины XX века город обязан архитекторам Садыху Дадашеву, Микаэлю Усейнову, Гасану Меджидову, Льву Рудневу, Константину Сенчихину и другим зодчим, работавшим в Баку в период 1940-1960-х.

Следующий этап – период 1970-1980-годов, когда в жёстких рамках многочисленных ограничений, азербайджанские архитекторы творили и создавали великолепные произведения советского модернизма. Причём советская власть изрядно помогала архитектуре обрести «местный колорит», распорядившись создавать в республиках искусство, «национальное по форме и социалистическое по содержанию»…

18 октября 1991 года Верховный Совет нашей страны принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики от СССР. Начался новый период в архитектуре страны и города Баку, когда в сюда устремились взоры всех ведущих мировых архитектурных компаний. В течении двух десятков лет в Баку «выросли» самые современные шедевры мировой архитектуры, такие как Центр Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид, комплекс Flame Towers работы архитектурного бюро HOK International, башни SOCAR и AzerSu зодчих из Heerim Architects, комплекс зданий Port Baku от Chapman Taylor, новое здание Бакинского международного аэропорта работы архитектурного бюро «ARUP İnternational», крупнейший на Востоке крытый многофункциональный комплекс Бакинского Конгресс-центра архитектора Вольфа Прикса из основанного им архитектурного бюро Coop Himmelbay, огромный квартал Baku White City, спроектированный компанией Atkins Architects, Музей ковра австрийских зодчих Франца Янса и Вальтера Мари и многие другие.

За последние годы в Баку построены и современные здания по проектам азербайджанских архитекторов: комплекс Bilgah Beach Hotel и новое здание Министерства национальной безопасности работы архитектора Назима Велиева, административное здание Azerkosmos и делового центра City Point архитектора Наримана Имамалиева, Бакинский центр здоровья и здание научной библиотеки Академии наук АР работы архитектора Ильгара Беглярова, здание делового центра Dalğa Plaza и жилые дома работы архитектора Санана Саламзаде, здание Бакинского международного автовокзала архитекторов Камала Мусаханова и Джахангира Ахундова и другие. Так что все периоды нашей богатой архитектурной истории ярки и значимы для Баку.

Какие старые строения, по-вашему, незаслуженно забыты?

– Незаслуженно забыты сотни архитектурных памятников на окраинах города, в пригородах. Съездите в Сабунчи, Баилово, в поселок Бакиханова (бывший Разина) – вы откроете для себя массу интересного и уникального, много нового – просто надо уметь смотреть. В конце весны я несколько дней бродил с фотоаппаратом по Баилову. Какой ценный с архитектурной точки зрения район, сколько там памятников различных эпох! На нескольких улицах сконцентрированы уникальные здания, совершенно не реставрируемые с момента постройки! У этой части города имеется хороший туристический потенциал – такой же, как и в центре Баку. За последние несколько лет проведены большие работы по благоустройству центральных районов города, не пора ли уже заняться и Монтино, Баилово, Сабунчи и другими пригородами?

Какие постройки в Баку последних лет вам особенно понравились? Кто их авторы?

– Я практикующий архитектор и люблю современную архитектуру. Восхищаюсь творчеством моего азербайджанского коллеги Наримана Имамалиева, в моём понимании настоящего специалиста. Одно из последних его бесподобных творений: здание агентства DOST на улице Исмаил бека Гуткашенлы – произведение мирового уровня!

Как сложился проект по восстановлению старых бакинских кварталов между Зимним бульваром и Площадью фонтанов? Как долго он разрабатывался? Всё ли завершено?

– Как специалист, активно принимающий участие в этой интереснейшей работе, знаю, что закончилась первая фаза грандиозного и амбициозного проекта реставрации центральной исторической части города. Представляете, провести реставрацию фасадов и благоустроить территорию вокруг нескольких сотен зданий, привести в надлежащий порядок парадные, дворы, крыши зданий – огромная работа, выполненная за короткий промежуток времени. Однако, как мне кажется, проект должен быть продолжен. Понимаете, что сегодня представляет собой квартал с исторической застройкой в центральных районах города, состоящий примерно из 20-25 среднеэтажных зданий? Большинство из них находятся в аварийном состоянии и не представляют собой никакой ни исторической, ни архитектурной ценности. Только несколько зданий, например, семь-восемь из них имеют, как говорится, «своё архитектурное лицо», даже не будучи памятниками архитектуры. Вот подобные здания обязательно надо сохранить, не говоря уже об охраняемых государством памятниках зодчества, а все другие постройки коренным образом реконструировать, частично снести, построив на их месте современную среднеэтажную архитектуру.

Кроме того, есть, на мой взгляд, необходимость соединить между собой пешеходной зоной площадь Фонтанов и «Зимний бульвар» и представляете, какой огромный и протяжённый маршрут появится у любителей прогуляться пешком, что стало ещё более актуальным в наше время? Почему бы не превратить улицу имени Ислама Сафарли в пешеходную, при обязательном условии устройства подземных тоннелей для автомобилей в некоторых местах для её пересечения?

Знаю, что сейчас вы принимаете участие в возрождении пригородов Баку так называемых бакинских сёл и посёлков. В чём, на ваш взгляд, главная ценность этого проекта?

– Главная ценность проекта – люди, наши граждане. Мои предки из двух бакинских посёлков, Маштаги и Балаханы, где я часто бывал в детстве. И я помню, как мы жили. И буквально до недавнего времени мало что там поменялось: те же грунтовые дороги, никогда не видевшие асфальта, отсутствие канализации, элементарных человеческих удобств. Можно сказать, что за последние сто лет ничего не менялось, время как бы остановилось. Поэтому честь и хвала, что во время, когда в мире бушует экономическая нестабильность, руководство нашей страны находит возможность осуществления таких затратных проектов по поднятию уровня жизни своих граждан.

Работы начались с середины прошлого года с посёлков Биби-Эйбат и Балаханы – самых отравленных нефтью поселений Апшерона. В Балаханы вообще даже въехать раньше невозможно было, не зажав пальцами нос, так пахло мусорными отходами с многочисленных городских свалок. Сначала провели новые канализационные линии, почти 50 километров, потом убрали вдоль дорог многочисленные столбы с электрическими проводами, линиями связи, укрыв их в специальных путепроводах под землёй. После этого полностью заасфальтировали сотню километров дорог с устройством сложной инженерной системы дождевой канализации – даже в Баку так не делали в прежние времена. Параллельно реставрировали фасады зданий, ремонтировали крыши домов, очищали дворы… Вы просто не поверите, какой титанический труд проведён всего за один неполный год в посёлке – поезжайте туда и не узнаете некогда замусоренный Балаханы – уже превращающийся в туристический центр, чем-то напоминающий Ичери Шехер. И, дай Бог стабильности и мира нашей стране, такие планы в отношении всех посёлков Апшерона, в некоторых из которых также начались работы.

Вы автор множества книг об архитектуре Баку и Азербайджана. Над какой книгой работаете сейчас?

– Моё хобби – по вечерам работать над историей своего родного и любимого города. Знаете, благодаря этому словно на машине времени переносишься на десятилетия назад, гуляя по улицам столицы и рассматривая её архитектуру. Последние годы «переношусь» в счастливые послевоенные годы, в 1950-1960-е, в сталинский период нашей архитектурной истории, время расцвета азербайджанского зодчества, творчества десятков талантливых специалистов, с любовью и профессионализмом творящих для великой страны. Надеюсь, что в ближайшие годы закончу это труд.

Вы давно вынашиваете мечту о создании музея города Баку. Каким бы вы хотели его видеть? Что необходимо для создания полноценного музея нашей столицы?

– Скажу об одном, очень узком аспекте проблемы, о том, что меня сейчас волнует. У моего дяди, известного архитектора Парвиза Гусейнова, скончавшийся почти два десятилетия назад, была роскошная библиотека по архитектуре и искусству, истории Баку. Помню, какими жадными глазами я рассматривал эти солидные фолианты, часто будучи у них в гостях. Человек, посвятивший этому всю жизнь, ушёл из неё – и к сожалению, перестало существовать и его наследие: частично распределённое по родственникам, никто из которых, кроме меня, так и не пошёл по стопам профессионального занятия зодчеством, частично утеряно… То есть то, что было для него самым важным, чему он посвятил всё своё творчество, на что тратил энергию и средства: книги, чертежи, макеты зданий, рукописи – растворились и исчезли… А если бы после его кончины передали бы все материалы в музей города, представляете? Как было бы хорошо! За последние десятилетия мы теряем известных учёных и архитекторов с мировыми именами, после которых остаются большие архивы с их материалами: книгами, рукописями, оригиналами фотографий и слайдов по архитектуре Баку. Где эти бесценные сокровища сегодня?

Всю свою сознательную жизнь я посвятил изучению истории Баку. Собрал уникальный архив по городским зданиям, который я ежедневно пополняю вот уже десятки лет. Представьте, что на каждую постройку города у меня есть как физическая, так и электронная папки с любой информацией по поводу здания: история постройки, история владельцев, имя и биография зодчего, фотографии и планы дома и пр. Причём каждые несколько лет «возвращаюсь» к зданию и заново фотографически документирую его. Уникальный и ценнейший материал, охватывающий несколько тысяч построек, который я уже с трудом физически содержу. Вы не поверите, что сам живу в однокомнатной квартире, выделив свою трёхкомнатную мастерскую в центре Баку под архив города! Но я переживаю не об этом: что будет с материалами, вдруг если меня не станет?

И вот почему бы не подарить всё это Музею города, сейчас, прижизненно? Не пора ли вводить у нас подобную культуру? В каждом крупном европейском городе есть свой музей. В конце концов это же, помимо пропаганды своей истории, прекрасное высокодоходное предприятие! Любой турист первым делом пойдёт в музей города! Поэтому надеюсь на новое руководство Министерства культуры, которое инициирует перед руководством страны создание такой важной для Баку коллекции, паноптикума, галереи, кунсткамеры – в общем, всего про наш город – объединённых в едином долгожданном Музее Баку.