Работы азербайджанской художницы Милены Набиевой отличаются колоритом, яркими сочными красками и оригинальными сюжетами. Свои пейзажи и натюрморты Милена обрамляет самобытными азербайджанскими ковровыми узорами-рамками. Они, словно восточные открытки, так и зовут зрителей окунуться в волшебное путешествие по Азербайджану. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с представителем ЮНЕСКО, учредителем благотворительного фонда «Надежда на жизнь», художницей Миленой Набиевой, которая рассказала, как создаются ее картины и способно ли искусство спасать человеческие жизни.
- Практически во всех своих работах вы используете элементы узоров традиционных азербайджанских ковров. Откуда такая любовь к ковровому искусству?
- Все началось в детстве. Помню, в моей комнате у кровати висел ковер, и каждую ночь, когда я засыпала, разглядывала узоры на нем, водила пальцем по замысловатым линиям, словно разгадывала некую волшебную головоломку. Этот ритуал действовал на меня как лучшее снотворное. Я быстро засыпала и видела самые яркие и эмоциональные сны. А днем старалась перенести ночные видения на бумагу. Рисовать я начала лет в пять. Сначала это были незатейливые детские рисунки с человечками и домиками. Когда пошла в школу, стала разрисовывать поля тетрадей и книг, за что каждый раз получала взбучку от мамы. Я не понимала, почему взрослые запрещают мне переносить смысл того или иного отрывка книжного текста в рисунок. Ведь таким образом я чувствую и запоминаю информацию. Родители, осознав, что бороться с моим художественным порывом уже не в силах, решили направить его в полезное русло. Так я оказалась в кружке рисования при бакинском Доме пионеров. Там меня научили выражать свои идеи и фантазии на бумаге, чувствовать гармоничное сочетание цветов, формы и объема. Конечно, я не забывала и про ковровые узоры. Старательно переносила орнамент домашнего ковра на бумагу. Мне кажется, что ковровые узоры обладают некой мистической силой. Ведь ковер изначально был создан как оберег или портал в другие миры. Его симметричная структура строится на равностороннем кресте и исходит от древних шаманов, использовавших эти символы как якорь возвращения обратно в наш мир. К тому же я родилась и выросла в Азербайджане, где испокон веков занимались ковроткачеством и не понаслышке знаю, что здесь, в Баку, ковер - это не просто предмет интерьера, но и настоящее произведение искусства.
- Кто их азербайджанских художников повлиял на ваше творчество, стал вашим учителем?
- Преподаватель живописи Азербайджанской государственной академии художеств Субхан Мамедов. Талантливейший художник и прекрасный человек. Мы познакомились случайно. На момент нашей встречи, по семейным обстоятельствам, мне пришлось забыть о рисовании. Я активно занималась благотворительностью, собирала денежные средства для детей, страдающих пороком сердца. Безусловно, такая деятельность требовала постоянного напряжения, я переживала за малышей, чувствовала их боль и страдания. Выслушав меня художник спросил: «А рисовать ты любишь?» Я ответила, что со времен кружка в Доме пионеров не брала в руки кисть. И тогда он протянул мне холст и предложил: «Не ставь перед собой никакой цели, просто возьми и нарисуй». Я нарисовала ковер из моего детства. Сама не понимаю, почему именно он всплыл из моего подсознания.
- Вы одна из первых молодых бакинских художниц, которой удалось с помощью искусства поддерживать добрые дела. Многие до сих пор вспоминают вашу благотворительную выставку «Надежда на жизнь». С чего все начиналось?
- В 2019 году мне в голову пришла идея благотворительной выставки. Я подумала, почему бы не попросить у народных и заслуженных художников Азербайджана по картине и вырученные от продажи средства перевести нуждающимся детям? Друзья, с которыми я поделилась мыслью, конечно, отговаривали - кто из известных художников отдаст безвозмездно свою работу? Первым, к кому я обратилась, был Таир Салахов. Он выслушал меня и поддержал идею. Воодушевленная, я принялась обзванивать всех именитых бакинских мастеров кисти. Свои работы мне предоставили Алтай Садыхзаде, Салхаб Мамедов, Намиг Мамедов, Мелик Агамалов, Закир Ахмедов, Явар Султанов, Эльдар Гурбанов, Али Шамси, Рашад Мехтиев, Ариф Гусейнов, Сабина Шихлинская, Мир-Азер Абдуллаев, Вугар Мурадов, Эльяр Алимирзоев, Мусеиб Амиров, Елена Хагвердиева, Инна Костина, Азад Алиев, Субхан Мамедов, Нигяр Нариманбекова и другие художники. На мой призыв откликнулись около 40 мастеров кисти! Благотворительная выставка «Надежда на жизнь» с большим успехом прошла в Музее современного искусства в Баку, именитые художники собрались на открытие, пришел тогдашний ректор Академии художеств Омар Эльдаров. Собранные деньги помогли спасти жизнь Нармине Кичибековой, боровшейся с Т-клеточной лимфомой молочной железы.
Сегодня я продолжаю заниматься благотворительностью. Уже много лет действует мой Фонд «Надежда на жизнь» (Həyata Ümid), который я организовала вместе с близкими друзьями. Мы собираем средства на лечение тяжелобольных детей, помогаем многодетным малообеспеченным семьям. Я убеждена, что мы пришли в этот мир не просто так. Каждый из нас может сделать его чуть лучше, если поделится добром и участием с нуждающимся. Неписанный закон Вселенной работает: чем больше ты отдаешь, тем больше ты обретаешь. Поверьте, так и есть!
- Ваш художественный стиль довольно узнаваем - картина, оформленная художественной ковровой рамкой. Расскажите, как он появился?
- В какой-то момент мне стало скучно рисовать просто узоры и натюрморты. Я решила, что буду совмещать в своих работах декоративно-прикладное начало и живопись, используя нарисованные орнаменты в качестве рамки для картин. Это когда в кружевной канве используется контурная техника, которая сложна и требует внимания и терпения. Когда я показала такую работу одному из художников, он заявил, что нельзя мешать одно с другим. Но я все-таки рискнула. Так внутри нарисованных «ковровых» рамок стали появляться не только фрукты и цветы, но и нефтяные вышки на Каспии, и древний Худаферинский мост, и средневековые минареты мечети в Шуше. Людям пришлись по душе мои картины. Я даже придумала название своему стилю - «минаби», производное от имени и фамилии.
Как рождаются мои полотна? Я люблю путешествовать по Азербайджану. Мне нравится открывать для себя что-то новое, часто езжу в различные регионы страны, знакомлюсь с их культурой и обычаями. Часто пишу, как говорится, с натуры. Располагаюсь на лоне природы с мольбертом и часами рисую. Счастлива, что побывала в освобожденном Карабахе, которому посвятила целую серию картин. Шуша, Лачин, Ханкенди с их красивейшими пейзажами, высокими заснеженными горами, прозрачными водопадами и парящими в небесах орлами. Я безмерно люблю Азербайджан, красота моей родины вдохновляет, и я выражаю свои чувства и восторг через свои картины.
- Ваши работы выставлялись во многих галереях мира. По-вашему, чем они так привлекают людей?
- Я участвовала в международных выставках современного искусства «До-Галерея» в Санкт-Петербурге, Galeri Artis в Анкаре, Art Shopping в Салоне изящных искусств Carrousel du Louvre в Париже и других. А моя первая персональная выставка прошла десять лет назад в Союзе художников Азербайджана. После было несколько выставок в Музее Современного искусства и Музейном центре. Отмечу, что у меня нестандартный подход к созданию художественных полотен. Кроме традиционных акрила и масляных красок использовала камни Swarovski. Мне хотелось придать краскам еще большую яркость не только в цвете, но и привнести в них искристость хрустальной россыпи бликов. Но после второй выставки мое зрение сильно упало, пришлось делать операцию, врач строго-настрого запретил работать с бликующими стразами. В качестве компромисса я перешла на фольгу. На последней, уже шестой по счету персональной выставке «Мелодия огня», прошедшей в отеле Fairmont Baku, я представила новую технику с использованием золотой фольги. Вдохновилась подсветкой знаменитых бакинских Пламенных башен. Они мне показались невероятно красочными и сказочными. Пламенные башни, как символ современного Баку, не просто небоскребы. Они те самые языки пламени, что напрямую ассоциируются с огнем, что навечно вписан в герб нашего города. Они перекликаются с плодом граната, который я люблю включать в свои работы. И не только его… Природа Азербайджана щедро одарила свой народ. На мой взгляд, одно из воплощений огня - солнце, настолько благосклонно к этой земле, что все, что она родит, несет в себе частичку его вкуса. Думаю, азербайджанский «почерк» чувствуется во всех моих работах и именно это так нравится людям. Часто иностранцы признаются, что, после моих картин им хочется отправиться в Азербайджан, чтоб собственными глазами увидеть красоту и величие азербайджанской природы, прикоснуться к истории и традициям этой страны.